МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2024 года по делу №33а-203/2024
судья: Е.А. Ежова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей В.М. Пильгановой, М.В. Кирюхиной,
при секретаре К.В. Ивановой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Москве на решение Троицкого районного суда адрес от 29 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Кривачевой Татьяны Андреевны к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, обязании осуществить государственный кадастровый учет,
установила:
фио обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, просила признать незаконным решение об отказе в государственном кадастровом учета уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020132:47 по адресу: адрес, адрес, вблизи адрес.
Административный истец полагал нарушенными свои права, ссылаясь на отсутствие недостатков межевого плана, подготовленного кадастровым инженером.
Решением Троицкого районного суда адрес от 29 апреля 2022 года постановлено:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 декабря 2021 года № КУВД-001/2021-37590910/3 об отказе в государственном кадастровом учете.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020132:47 на основании заявления № КУВД-001/2021-37590910 от 9 сентября 2021 года и дополнительного заявления № КУВД-001/2021-47939629 от 15 ноября 2021 года.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
В заседании судебной коллегии представитель Росреестра по Москве по доверенности фио поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного истца Т.А. Кривачевой по доверенности фио решение суда просила оставить без изменения.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с которыми Т.А. Кривачевой принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020132:47 по адресу: адрес, адрес, вблизи адрес, на основании Постановления главы адрес от 8 декабря 1998 года №1012.
9 сентября 2021 года фио, уточнив сведения о местоположении границ земельного участка, обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете своего земельного участка, внесении сведений о местоположении границ земельного участка в ЕГРН.
К заявлению был приложен межевой план, подготовленный кадастровым инженером фио.
20 сентября 2021 года Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающей приостановление по решению государственного регистратора прав осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В решении отмечено отсутствие в межевом плане в нарушение пунктов 2, 36,72 и 78 Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. №921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования) сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка.
20 декабря 2021 года фио была уведомлена об отказе в осуществлении кадастрового учета данного земельного участка на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требований, суд исходил из того что сведения, указанные в межевом плане, позволяли осуществить кадастровый учет изменений площади земельного участка, что не давало правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий, по поводу которых возник спор.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается в силу следующего.
По данному делу имеется спор в отношении правильности оформления межевого плана, подготовленного кадастровым инженером фио.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. №921, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, указываются результаты необходимых измерений, в частности, фрагмент описания местоположения границы объекта землеустройства с правильными значениями координат характерных точек и т.п.
Пунктом 70 вышеуказанных Требований, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона №218-ФЗ. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе межевого плана "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания).
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. (далее - Административный регламент), уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ.
Однако, в нарушение указанных норм, уведомление о приостановлении регистрации не содержало конкретного указания на то, какие именно условные обозначения в графической части межевого плана не соответствуют изображению.
Кроме того, Т.А. Кривачевой устранены недостатки, указанные государственным регистратором в уведомлении от 20 сентября 2021 года, представлены план отвода земельного участка от 20 июня 1991 года, план участка по состоянию на 8 сетября1997 года, которые подтверждают существование границ участка на местности более 15 лет.
Таким образом, представленный межевой план соответствует указанным требованиям.
Судебная коллегия также обращает внимание, что деятельность Управления Росреестра по Москве относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Оспариваемое решение Управления не содержало фактов недостоверности текстового или графического описания границ данного земельного участка.
При таком положении районный суд, учитывая характер заявленных требований, пришёл к правильному выводу об удовлетворения административного иска.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░ 15 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ №33░-203/2024
░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░,
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░░░,
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 311 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░