Дело № 3а-328/2017 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск |
3 октября 2017 г. |
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В., при секретаре Еркаловой Я.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Агромаг» к Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Агромаг» (далее – ООО «Агромаг») обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Красноярского края и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (далее – ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных в г. <данные изъяты>, в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, а это влечёт взимание экономически необоснованного земельного налога.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 14 августа 2017 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ООО «Агромаг» – Альтман Ю.О., поддержавшей заявленное требование, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18).
Как видно из материалов дела, ООО «Агромаг» на праве собственности принадлежат расположенные в городе Красноярске земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> (площадью 2 046 кв.м.), <данные изъяты> (площадью 2 695 кв.м.), <данные изъяты> (площадью 580 кв.м.), <данные изъяты> (площадью 2 039 кв.м.), <данные изъяты> (площадью 1 932 кв.м.), <данные изъяты> (площадью 3 495 кв.м.), входящие в состав земель населённых пунктов (л.д. 31 – 36).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена по состоянию на 1 января 2011 г. постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (приложение № 1, таблица 48, строки 60435, 74016,
76617, 78382, 81011, 91994).
Утверждённая кадастровая стоимость всех перечисленных выше земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определённой в отчёте оценщика от 29 июня 2017 г. № 226.
Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 8 349 030 рублей 36 копеек, а рыночная стоимость – 2 974 000 рублей (л.д. 25, 41 - 144); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 726 356 рублей 25 копеек, его рыночная стоимость – 3 058 000 рублей (л.д. 26, 41 - 144); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3 948 877 рублей 08 копеек, рыночная стоимость – 1 126 000 рублей (л.д. 27, 41 - 144); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3 378 786 рублей 12 копеек, рыночная стоимость – 2 372 000 рублей (л.д. 28, 41 - 144); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 5 411 821 рубль 8 копеек, рыночная стоимость – 2 258 000 рублей (л.д. 29, 41 - 144); кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 9 553 233 рубля, рыночная стоимость – 3 875 000 рублей (л.д. 30, 41 - 144).
Данный отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оснований не согласиться с выводами оценщика не имеется. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено.
ООО «Агромаг» является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 стати 388, пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие их действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением ООО «Агромаг» обратилось в суд только 7 августа 2017 г., то есть по истечении предусмотренных частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (27 января 2012 г.).
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению. При этом датой подачи ООО «Агромаг» заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть 25 июля 2017 г. (л.д. 37 - 40).
ФГБУ ФКП Росреестра по Красноярскому краю не может быть признано надлежащим административным ответчиком по делу, так как указанное лицо никаких действий, связанных с установлением оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, не совершало. Поэтому требования административного истца, заявленные к этому административному ответчику, удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2011 года, а именно:
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере 2 974 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере 3 058 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере
1 126 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере 2 372 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в размере
2 258 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере 3 875 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков считать 25 июля 2017 г.
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Агромаг» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда |
А.В. Малякин. |