Дело № 2-4646/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.12.2016года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Филиной Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом города Саратова к Рассказовой Е.Ю. о взыскании арендной платы за землю, о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Саратова обратился с иском к Рассказовой Е.Ю. о взыскании арендной платы за землю, о взыскании пени, указывая, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 19.09.2005года № 1376р земельный участок, общей площадью 5 953кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером № предоставлен в аренду сроком на 49 лет ООО «Ремдор» под размещенный на данном земельном участке объект недвижимости.
Во исполнения указанного распоряжения между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (арендодателем) с одной стороны и ООО «Ремдор» (арендатором), заключен договор аренды земельного участка № 711 от 21.12.2005года.
По договору замены стороны в обязательстве от 07.09.2007года ООО «Ремдор» передало свои права аренды земельного участка Бобылеву О.Г.
По договору замены стороны в обязательстве от 25.03.2015года Бобылев О.Г. передал права аренды земельного участка Рассказовой Е.Ю.
В соответствии с условиями договора и действующим законодательством арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и на условиях предусмотренных договором. Ссылаясь на нарушения условий договора, в части внесения сроков арендной платы истец просил взыскать с ответчика Рассказовой Е.Ю. задолженность по арендной плате за период за период с 07.04.2015года по 30.06.2016года в размере 146 450руб.81коп., пени за период с 15.05.2015года по 22.07.2016года в размере 42 657руб.06коп.
В судебном заседании представитель истца, по доверенности Михайлин К.В. поддержал иск по изложенным в нем основаниям, ссылаясь на частичное погашения задолженности по арендной плате уменьшил исковые требования и просил взыскать с Рассказовой Е.Ю. в пользу Комитета по управлению имуществом города Саратова, в доход муниципального бюджета задолженность по арендной плате за землю по договору аренды земельного участка № 711 от 21.12.2005года за период с 21.12.2015года по 31.12.21016года в размере 88801руб.18коп, неустойку за период с 15.05.2015года по 01.12.2016года в размере 55162руб.58коп
Ответчик Рассказова Е.Ю. извещена, в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца, по доверенности Стриганков И.В иск в части взыскания задолженности по арендной плате признал в полном объеме, в части требований о взыскании пени (неустойки) частично, находя размер неустойки несоразмерным по отношению к нарушению обязательств и просил применить ст. 333 ГК РФ уменьшить размер неустойки до 12 970руб.98коп.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 19.09.2005года № 1376р земельный участок, общей площадью 5 953кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером № предоставлен в аренду сроком на 49 лет ООО «Ремдор» под размещенный на данном земельном участке объект недвижимости.
Во исполнения указанного распоряжения между Комитетомо управлению имуществом Саратовской области (арендодателем) с одной стороны и ООО «Ремдор» (арендатором), заключен договор аренды земельного участка № 711 от 21.12.2005года.
По договору замены стороны в обязательстве от 07.09.2007года ООО «Ремдор» передало свои права аренды земельного участка Бобылеву О.Г.
По договору замены стороны в обязательстве от 25.03.2015года Бобылев О.Г. передал права аренды земельного участка Рассказовой Е.Ю.
Таким образом, в спорный период за который истец начислил арендную плату и пени ответчику принадлежало право аренды спорного земельного участка. Учитывая, что вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком доказательств иного представлено не было.
В силу п. п. 1, 3 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков (п. 2 ст. 607 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ и п. 3 ст. 614 ГК РФ).
В соответствии с п. п. 3, 5 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу указаний абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Такой порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельными участками, находящимися в государственной собственности Саратовской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, был установлен постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" (далее - постановление Правительства Саратовской области N 412-П).
В п. 3.2 договора аренды указано, что арендная плата вносится арендаторами поквартально, равными долями от указанной в приложении 1 суммы, не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября расчетного года.
В соответствии с п. 3.5 договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок арендной платы, кадастровой стоимости, методики расчета арендной платы, показателей, влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с данной методикой, а также в других случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, Саратовской области, города Саратова.
В п. 6.2 договора аренды предусмотрено начисление неустойки за нарушение срока внесения арендной платы.
Согласно п. 1 постановления Правительства Саратовской области N 412-П от 21.11.2007г., годовой размер арендной платы за спорный земельный участок подлежит определению исходя из двух процентов его кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями ч. 2 и ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу положений ч. 5 ст. 4 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу п. 3 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. На основании п. 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно п. 10 данных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 13 указанных Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года
В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 г. N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" изменена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 02 июня 2012 года.
Анализ положений ЗК РФ приводит к выводу о том, что федеральный законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и результатов государственной кадастровой оценки земель, вместе с тем специального порядка введения вступления в силу таких правовых актов не устанавливает.
В силу ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом в ст. 24.20 этого же Федерального закона законодателем весьма ясно и определенно указано, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
По сообщению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 г. N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" 31 января 2013 года внесено значение кадастровой стоимости для земельного участка площадью 5953кв. м с кадастровым номером № удельный показатель кадастровой стоимости 2 856,98 руб./кв. м.
Таким образом, годовой размер арендной платы за спорный земельный участок за период с 07.04.2015 года по 30.06.2016года подлежит определению исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в 2 856,98 руб./кв. м.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" (далее - постановление Правительства Саратовской области N 412-П) определен порядок исчисления арендной платы по формуле: Размер арендной платы = удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка Х площадь земельного участка Х коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель, по данному делу 2856,98рубХ 5 953 кв.м.Х2% = 340 152руб.04коп.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012года № 989-р утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 625, 26руб.
Таким образом размер арендной платы за год с учетом удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером № в размере 625, 26руб., составляет: 625,26Х 5953кв.м.Х2%= 74 443руб.46коп.
За спорный период с 21.12.2015года по 31.12.21016года размер арендной платы, согласно представленному расчету истца, с учетом частичного погашения долга в ходе рассмотрения дела составляет в размере 88801руб.18коп.
С учетом изложенного, а также исходя из факта признания иска в этой части представителем ответчика, требования истца о взыскании арендной платы за спорный период с 21.12.2015года по 31.12.21016года в размере 88801руб.18коп. подлежат удовлетворению.
Также подлежит взысканию неустойка. При обсуждении вопроса о размере неустойки суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка (пени, штраф) явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 октября 2004 года N 293-О, право и обязанность снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств, что является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ст. 17 ч. 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки; значительное превышение неустойкой размера убытков, которые могут возникнуть вследствие неисполнения обязательств (убытки, которые включают в себя не только реально понесенный ущерб, но и упущенную выгоду (неполученный доход) кредитора (ст. 15 ГК РФ), длительность неисполнения принятых обязательств.
В ходе рассмотрения дела судом от ответчика поступило письменного мотивированного ходатайства о применении положений ст. 333 ГК РФ при определении размера подлежащих взысканию в пользу истца неустойки.
Кроме того судом установлено, что в до вынесения решения суда ответчиком погашена большая часть задолженности по арендной плате, что позволяет уменьшить размер неустойки, начисленный за спорный период истцом на 50% и взыскать неустойку за период с 15.05.2015года по 01.12.2016года в размере 27 581руб.29коп.,
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам ст. 333.19 НК РФ в размере 3 527руб.65коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199, 39, 173ч.3, 198 ч. 4 п.2 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Комитета по управлению имуществом города Саратова к Рассказовой Е.Ю. о взыскании арендной платы за землю, о взыскании пени, удовлетворить частично.
Взыскать с Рассказовой Е.Ю. в пользу Комитета по управлению имуществом города Саратова, в доход муниципального бюджета задолженность по арендной плате за землю по договору аренды земельного участка № 711 от 21.12.2005года за период с 21.12.2015года по 31.12.21016года в размере 88801руб.18коп, неустойку за период с 15.05.2015года по 01.12.2016года в размере 27 581руб.29коп., государственную пошлину в размере 3 527руб.65коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд, с подачей жалобы во Фрунзенский районный суд г. Саратова, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.М. Подветельнова