60RS0023-01-2019-000630-97 № 2а-275/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пыталово 30 декабря 2019 года
Пыталовский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.В.,
при секретаре Ивановой М.В.,
с участием заместителя прокурора Пыталовского района Псковской области Иванова В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пыталовского района Псковской области к администрации городского поселения «Пыталово» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пыталовского района Псковской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации городского поселения «Пыталово» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, в ходе которой в деятельности городского поселения «Пыталово» были выявлены нарушения действующего законодательства.
Решением Собрания депутатов городского поселения «Пыталово» от № 162 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования - городское поселение «Пыталово».
Решением Собрания депутатов городского поселения «Пыталово» от 14.11.2019 № 158 установлен земельный налог на территории муниципального образования - городское поселение «Пыталово».
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городских поселений относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Федеральный закон № 210-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга) - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п. 2), административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В нарушение требований указанных норм закона администрацией городского поселения «Пыталово» не были приняты меры по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
В результате бездействия создаётся угроза нарушения прав неопределённого круга лиц, поскольку отсутствует определённый регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги.
Просит признать бездействие администрации городского поселения «Пыталово» в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным и возложить на администрацию городского поселения «Пыталово» обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
В судебном заседании административный истец – прокурор Иванов В.Л. административный иск поддержал по изложенным в нём основаниям, пояснив, что дача письменных разъяснений является муниципальной услугой, предоставление которой должно быть определено муниципальным правовым актом. Соответствующих сведений о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети - Интернет отсутствуют, что недопустимо.
Просил признать бездействие администрации городского поселения «Пыталово» в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным и возложить на администрацию городского поселения «Пыталово» обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в срок до 1 апреля 2020 года.
Представитель административного ответчика – глава администрации городского поселения «Пыталово» Меренкова Г.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, иск признала.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городских поселений относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 34.2 НК РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с п. 2, п. 3, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме; административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что администрация городского поселения «Пыталово» Пыталовского района Псковской области является юридическим лицом, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц. Код и наименование вида деятельности: 84.11.3 - деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Решением Собрания депутатов городского поселения «Пыталово» от № 162 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования - городское поселение «Пыталово».
Решением Собрания депутатов городского поселения «Пыталово» от 14.11.2019 № 158 установлен земельный налог на территории муниципального образования - городское поселение «Пыталово».
27 ноября 2019 года прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, в ходе которой в деятельности администрации городского поселения «Пыталово» были выявлены нарушения действующего законодательства, было установлено, что административным ответчиком не приняты меры по разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования - городского поселения «Пыталово» - о местных налогах и сборах, чем нарушены права заявителей - налогоплательщиков на обращение в администрацию муниципального образования по указанному вопросу.
Представитель ответчика материалы проверки и установленные в них факты по существу не оспаривал.
Суд находит, что бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствии разработанного административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права граждан - потребителей муниципальных услуг, поскольку финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Исходя из того, что срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав, суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения указанных требований – до 1 апреля 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Пыталовского Псковской области к администрации городского поселения «Пыталово» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения «Пыталово» в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах незаконным.
Возложить на администрацию городского поселения «Пыталово» обязанность разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в срок до 1 апреля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Иванова Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 9 января 2020 года.
Судья: Иванова Н.В.