Дело №5-66/2020 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 июня 2020 г. с.Троицкое
Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Литовченко А.Л.,
Рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в отношении Москалюка Леонида Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства и проживающего по адресу: <адрес>2, работающего генеральным директором ООО «Маяк-Трейд»,
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2020 №120-рп, в связи со вспышкой коронавирусной инфекции нового типа 2019-nCoV, в целях недопущения ее завоза и распространения, на территории Хабаровского края введен режим повышенной готовности.
Пунктом 5 (1) постановления Правительства Хабаровского края от 26 марта 2020 №97-пр «О мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края» органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края, организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, иным лицам, деятельность которых связана с непосредственным взаимодействием с гражданами, предписано обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования (1,5 метра), в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Этим же постановлением установлено, что работодателям, осуществляющим деятельность на территории Хабаровского края:
- проводить мероприятия по усилению дезинфекционного режима, в том числе по использованию сотрудниками (работниками) средств индивидуальной защиты (маски, перчатки и т.д.), также по применению режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличению кратности дезинфекции помещений, обеззараживанию воздуха и поверхностей в помещениях;
- обеспечить на входе в здания, строения, сооружения возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе с помощью установленных дозаторов, или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры (пункт 2 (7)).
ДД.ММ.ГГГГг. прокуратурой района проведена проверка ООО «Маяк-Трейд», осуществляющего розничную торговлю через магазины «Копейка» и «Валентина», расположенные соответственно в домах №и № по <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения вышеперечисленных нормативных актов, а именно:
- отсутствие у продавцов средств индивидуальной защиты (масок и перчаток);
-отсутствие на полу магазинов специальной разметки;
-проведение дезинфекции и санитарной обработки помещений с нарушением установленного норматива (3-4 раза в день в магазине «Копейка» и два раза в день в магазине «Валентина»).
ДД.ММ.ГГГГг. по данному факту в отношении должностного лица генерального директора ООО «Маяк-Трейд» Москалюка Л.М., прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении, поступившее в суд для рассмотрения по существу.
В судебном заседании прокурор Полищук Н.С. пояснил, что имеются предусмотренные законом основания для привлечения Москалюка Л.М. к административной ответственности, вопрос о его наказании оставляет на усмотрение суда.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рахманова Е.А. с нарушением согласилась, подтвердив обстоятельства, указанные прокурором.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина).
Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за те же деяния совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации устанавливает Правительство РФ (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В настоящее время такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства РФ в субъектах РФ приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к числу которых относится и постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пр.
Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГг. в период действия режима повышенной готовности, введенного на территории Хабаровского края распоряжением Правительства края от 13 февраля 2020 №120-рп, в принадлежащих ООО «Маяк-Трейд» магазинах «Копейка» (<адрес>) и «Валентина» (<адрес>) допущено нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных постановлением Правительства края от 26 марта 2020 №97-пр, а именно:
- отсутствие у продавцов средств индивидуальной защиты (масок и перчаток);
-отсутствие на полу магазинов специальной разметки;
-проведение дезинфекции и санитарной обработки помещений с нарушением установленного норматива (3-4 раза в день в магазине «Копейка» и два раза в день в магазине «Валентина»).
Согласно объяснениям защитника, вышеуказанные обстоятельства Москалюком Л.М. не оспариваются.
Помимо собственного признания, факт совершения административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., актами проверки (места, территорий, зданий, сооружений документов) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении магазинов «Копейка» и «Валентина», которые последовательны и согласуются между собой, в связи с чем причин им не доверять суд не находит.
В качестве субъекта ответственности санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрены должностные лица.
Под должностным лицом для целей применения КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).
Согласно статье 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, единоличным исполнительным органом общества является его генеральный директор.
Генеральный директор без доверенности действует от имени общества и руководит его текущей деятельностью по всем вопросам, не отнесенным законом либо уставом к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Аналогичные положения предусмотрены Уставом ООО «Маяк-Трейд», в частности на генерального директора возложено осуществление полномочий работодателя (раздел 8).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГг. генеральным директором ООО «Маяк-Трейд» является Москалюк Л.М.
На момент наступления обстоятельств, явившихся основанием для привлечения к административной ответственности, Москлюк Л.М. исполнял свои обязанности и нес ответственность за соблюдение законодательства об общественной безопасности, в связи с чем является субъектом вмененного правонарушения.
При этом, проигнорировав нормативно установленные требования к осуществлению деятельности, связанной с непосредственным взаимодействием с людьми, Москалюк Л.М. сознательно допустил нарушение либо безразлично отнесся к исполнению требований вышеуказанного законодательства, что в полной мере соответствует такой форме вины как умысел (статья 2.2 КоАП РФ).
С учетом изложенного, при рассмотрении дела установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, а также виновность указанного лица, в связи с чем Москалюк Л.М. подлежит административной ответственности.
В силу статьи 29.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания может быть вынесено только при отсутствии оснований для прекращения производства по делу, в том числе в связи с малозначительностью содеянного (статья 2.9 КоАП РФ).
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вместе с тем, исходя из особой значимости охраняемых общественных отношений и конкретных фактов, установленных судом, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, не имеется.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитывает полное признание вины, раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, которые бы отягчали административную ответственность, суд не усматривает.
С учетом наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствия обстоятельств ее отягчающих, а также данных о личности виновной и характере совершенного ею правонарушения, суд считает, что соразмерным содеянному Москалюк Л.М. будет являться наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 -.29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Москалюк Леонида Михайловича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано и (или) опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья А.Л. Литовченко