Именем Российской Федерации
21 сентября 2016 года г. Багратионовск
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Жестковой А.Э.,
при секретаре Коноваловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Т.Ф. в лице законного представителя Тихоновой А.С. к администрации МО «Гвардейское сельское поселение» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко Т.Ф. в лице законного представителя Тихоновой обратилась в суд с иском к администрации МО «Гвардейское сельское поселение» с требованием о признании права собственности в порядке наследования по закону на земельный участок с кадастровым номером ххх, площадью 586 кв.м., находящийся по адресу: ххх.
В обоснование заявленных требований истица указала, что её отцу Б.Ф.И. на праве собственности принадлежал вышеназванный земельный участок. хх года Б.Ф.И. умер. После смерти отца Б. Т.Ф. к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращалась, однако она фактически приняла наследство, открывшееся после смерти отца, продолжая пользоваться спорным земельным участком.
В судебном заседании Тихонова А.С., действующая в интересах опекаемой Бондаренко Т.Ф., исковые требования поддержала и пояснила, что после смерти Б.Ф.И., наступившей ххх года, наследственное имущество, в том числе и спорный земельный участок, приняла его супруга Б.Л.М. (мать истицы), фактически вступив во владение всем наследственным имуществом. ххх года Б.Л.М. умерла, не успев оформить свое право собственности на спорный земельный участок надлежащим образом. После смерти Б.Л.М. наследство приняла ее дочь Бондаренко Т.Ф., продолжая пользоваться спорным земельным участком, распорядившись принадлежащими матери вещами.
Представитель ответчика администрации МО «Гвардейское сельское поселение» не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и вынесении решения на усмотрение суда (л.д.ххх).
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц представители садоводческого некоммерческого товарищества «Олимпиада-80» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились. При этом из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. ххх).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Б.Ф.И., ххх года рождения, на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 586 кв.м. с кадастровым номером ххх, находящийся по адресу: ххх.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №ххх от ххх года, решением Малого совета Багратионовского районного совета народных депутатов Калининградской области №ххх от ххх года, согласно которому земельный участок площадью 15,5 га. был предоставлен членам СТ «Олимпиада-80» в собственность, списком членов СТ «Олимпиада-80», являющимся приложением к данному решению, содержащим сведения о предоставлении спорного земельного участка члену садоводческого товарищества Б.Ф.И., кадастровым паспортом земельного участка от ххх года и карточкой на данный земельный участок, выданной Межрайонным бюро технической инвентаризации г. Калининграда ххх года, из которых следует, что участок расположен по вышеуказанному адресу, при этом имеет кадастровый номер ххх, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для садоводства и огородничества, площадь 586 кв.м. (л.д. ххх).
В настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированном праве на спорный земельный участок (л.д. ххх).
Согласно требованию ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с положением ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Таким образом, судом установлено, что Б.Ф.И. в установленном законом порядке свое право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировал.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российского Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Спорный земельный участок не отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, не имеется и других обстоятельств, которые бы в силу закона препятствовали его предоставлению в частную собственность.
Основания для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок предусмотрены ч. 2 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» акт о предоставлении земельного участка, свидетельство о праве на земельный участок, выписка из похозяйственной книги в отношении участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Таким образом, факт того, что Б.Ф.И. не было получено свидетельство о регистрации права собственности на спорный земельный участок, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку такое свидетельство является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом, и в случае обращения при жизни, Б.Ф.И. не могло быть отказано в регистрации права собственности на земельный участок.
При таких обстоятельствах суд считает возможным включить земельный участок №ххх, сектора ххх, площадью 586 кв.м. с кадастровым номером ххх, находящийся по адресу: ххх в наследственную массу, оставшуюся после смерти Б.Ф.И.
Согласно свидетельству о смерти Б.Ф.И. умер ххх года (л.д. ххх).
Согласно ст. 527 ГК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Судом установлено, что завещание Б.Ф.И. составлено не было, в связи с чем принадлежавшее ему имущество подлежит наследованию по закону.
Нормами ст. 532 ГК РСФСР установлено, что при наследовании по закону наследниками в равных долях в первую очередь являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
В силу ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Согласно ответу нотариуса Калининградского нотариального округа, наследственное дело к имуществу Б.Ф.И., умершего ххх года не заводилось (л.д. ххх).
Однако судом установлено, что после смерти Б.Ф.И. наследственное имущество, приняла его супруга Б.Л.М., оставшись проживать в жилом помещении, в котором на момент смерти проживал наследодатель, распорядившись оставшимися вещами наследодателя, принимая меры к сохранению наследственному имущества.
ххх года Б.Л.М. умерла (л.д.ххх).
Судом установлено, что Б.Л.М. свое право собственности на спорный земельный участок, принадлежащий ей в порядке наследования по закону после смерти супруга Б.Ф.И., в установленном законом порядке не зарегистрировала.
Однако, сам по себе факт того, что Б.Л.М. при жизни не было надлежащим образом оформлено ее право собственности на спорный земельный участок, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку судом установлено, что после смерти Б.Ф.И. она приняла все наследственное имущество, в том числе и спорный земельный участок, однако не зарегистрировала свое право собственности по независящим от нее обстоятельствам - в связи со смертью, наступившей ххх года.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным включить земельный участок площадью 586 кв.м. с кадастровым номером хххх, находящийся по адресу: ххх в наследственную массу, оставшуюся после смерти Б.Л.М.
В соответствии с положением п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно положению ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
То обстоятельство, что Бондаренко Т.Ф. является дочерью Б.Л.М. подтверждается свидетельством о рождении серии ххх № ххх (л.д.ххх).
Иных наследников первой очереди, а также имеющих право на обязательную долю, судом не установлено.
Из материалов дела следует, что наследственное дело к имуществу Б.Л.М., умершей ххх года не заводилось (л.д. ххх), однако судом установлено, что после смерти Б.Л.М. все наследственное имущество перешло к ее дочери Бондаренко Т.Ф., которая несла расходы на погребение наследодателя, распорядилась вещами матери по своему усмотрению, продолжила пользоваться спорным земельным участком, несла расходы по содержанию наследственного имущества.
Данные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели Ш.О.В. и Б.Н.С.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны и подтверждаются иными, представленными суду письменными доказательствами.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При изложенных обстоятельствах единственным основанием для государственной регистрации за Бондаренко Т.Ф. права собственности на принятое ею в качестве наследства недвижимое имущество может являться только решение суда о признании за ней права собственности на данное имущество (ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ).
Оценивая изложенное, суд находит требования Бондаренко Т.Ф. о признании права собственности на спорный земельный участок законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бондаренко Т.Ф. удовлетворить.
Признать за Бондаренко Т.Ф., ххх года рождения, уроженкой ххх, в порядке наследования по закону право собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер ххх, площадью 586 кв.м., находящийся по адресу: хххх.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 сентября 2016 года.
Судья: подпись