РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2020 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Минченок Е.Ф., при секретаре <ФИО>11, с участием истца Костаровской М.А., представителя истца Кузнецовой А.Ю., представителя ответчиков <ФИО>13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Костаровской М. А. к ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, постановке на учет в очереди и выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование исковых требований истец указала, что проработала в системе ГУФСИН в календарном исчислении 27 лет 04 месяца 2 дня, в льготном исчислении 35 лет 07 месяцев 19 дней. В системе ГУФСИН работала младшим инспектором 1 категории группы надзора группы безопасности ИК-11 в ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес>. Жильем не была обеспечена, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживают и зарегистрированы члены ее семьи: сын Костаровский А. А. <дата> г.р., дочь Костаровская О. А. <дата> г.р., внук Семенов М. А. <дата> г.р. В 2004 году Костаровская М.А. подала рапорт о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> и была поставлена на учет <дата>. В соответствии с приказом <номер>-лс от <дата>, выпиской из приказа <номер>-лс от <дата>, в 2010 году Костаровская М.А. уволилась по сокращению штатов.
Узнав о программе по улучшению жилищных условий путем получения жилищных сертификатов, Костаровская М.А. обратилась к сотруднику аналитического отдела ФКУ ОИК-1 Кореневой А. Ю., которая являлась куратором по подготовке пакета документов для получения жилищных сертификатов. На протяжении нескольких лет, по указанию куратора Кореневой А.Ю., истец собирала необходимые документы и передавала Кореневой А.Ю. для подачи документов для получения жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2020 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>.
В 2017 году Кореневой А.Ю. был подготовлен пакет документов для получения жилищных сертификатов, в том числе, Костаровская М.А. оформила обязательство о сдаче жилья при получении жилищного сертификата, заявление на участие в программе ГЖС. Документы были направлены в ГУФСИН России по <адрес>, о чем имеется уведомление о направлении учетного дела Костаровской М.А. для рассмотрения участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в ГУФСИН от <дата> <номер>. Затем истцу был предоставлен сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по ГУФСИН России по <адрес>, в котором под номером 42 значится Костаровская М.А. с составом семьи 5 человек, с датой постановки на учет <дата>, учетное дело <номер>, состоящая на учете в ОИК-1. Данный список свидетельствует о том, что истец с составом семьи 5 человек являются участниками программы «Жилище на 2015-2020 годы».
Не дождавшись выдачи жилищного сертификата, <дата> истец подала рапорт на имя начальника ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес>, в котором просила дать ей разъяснение по поводу получения жилищного сертификата. Из ответа ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> №ОГ-1/1/3-60 следует, что жилищно-бытовой комиссией рассмотрен рапорт Костаровской М.А. по вопросу жилищных сертификатов и участия в программе ГЖС (протокол <номер> от <дата>). Из протокола жилищно-бытовой комиссии следует, что при проверке журнала учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от <дата> <номер> том 1, запись о постановке на учет Костаровской М.А., как нуждающейся в улучшении жилищных условий до <дата>, отсутствует, также отсутствует рапорт о нуждаемости в улучшении жилищных условий. На основании этого, включить <ФИО>12 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», не представляется возможным. Данное решение истец считает незаконным и необоснованным, ссылаясь на постановление Правительства РФ от <дата> <номер> «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений.
С учетом изложенного, истец Костаровская М.А. просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес>, протокол <номер> от <дата> об отказе включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы»; обязать ГУФСИН России по <адрес> поставить Костаровскую М.А. с составом семьи из четырех человек: Костаровский А. А., Костаровская О. А., Семенов М. А. на учет в очереди на участие в мероприятиях по подготовке выпуска сертификатов в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> (ред. <дата>) «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом постановки ее на жилищный учет <дата>; обязать ГУФСИН России по <адрес> выдать Костаровской М.А. с составом семьи из четырех человек: Костаровский А. А., Костаровская О. А., Семенов М. А., государственный жилищный сертификат с учетом постановки Костаровской М.А. в очереди.
В судебном заседании истец Костаровская М.А., представитель истца Кузнецова А.Ю., действующая по доверенности от <дата>, заявленные требования поддержали. Представитель истца суду пояснила, что Костаровская М.А. была поставлена на учет на улучшение жилищных условий в 2004 году, однако учетное дело Костаровской М.А., как и других работников ГУФСИН, было утеряно.
Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес> и ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> (до реорганизации ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес>) <ФИО>13, действуя по доверенностям от <дата> и от <дата> соответственно, исковые требования не признала, представила суду письменные возражения по иску. В письменных возражениях представитель ответчика указала, что Костаровская М.А. не представила в суд решение ЖБК ОИК-1 о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, доказательства о направлении документов на постановку на учет для получения сертификата в 2009-2010 годах. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений, в силу пункта 8 Порядка, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от <дата> <номер>, является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте. Для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки БТИ, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной администрацией муниципального образования «Гаханское» от <дата> <номер> по адресу: <адрес>, Эхирит-Булагатский р-она, <адрес>, проживает Костаровская М.А. с 1985 года. На регистрационном учете Костаровская М.А. по указанному адресу состоит с <дата> по настоящее время. Таким образом, на регистрационном учете по месту жительства Костаровская М.А. была зарегистрирована только после увольнения со службы УИС. Жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставленное Костаровской М.А. по договору социального найма от <дата>, заключенного с администрацией МО «Гаханское» имеет общую площадь 46,2 кв.м. На момент увольнения Костаровской М.А. состав ее семьи, состоящих на регистрационном учете по указанному адресу, составлял 3 человека: муж Костаровский А.А., сын Костаровский А.А. и дочь Костаровская О.А., на каждого члена семьи приходилось 15,4 кв.м. жилой площади, что более 12 кв.м. на человека. Таким образом, Костаровская М.А. не могла быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий <дата>, т.к. не состояла на регистрационном учете по месту проживания семьи, площадь занимаемого жилого помещения составляла свыше 12 кв.м. на одного члена семьи. Поэтому на момент увольнения Костаровская М.А. не имела права по получение жилищного сертификата. Зять истца Семенов А.О., <дата> г.р., и внук Семенов М. А., <дата> г.р., на момент постановки Костаровской М.А. по ее утверждению на учет нуждающихся в получении жилого помещения и увольнения ее со службы <дата> по адресу: <адрес>, не проживали, и членами семьи Костаровской М.А. не являлись. Обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения в МО «Гахановское» от Костаровского А. А., Костаровского А. А., Костаровской О. А. не представлено. Свое право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> и участие в ведомственной целевой программе Костаровская М.А. не подтвердила, документы направлялись ею после окончания срока подачи соответствующего заявления на участие в получении сертификата. Учетное дело Костаровской М.А. на постановку на учет как участника получения сертификата из ОИК-1 не направлялось в ГУФСИН, и в ГУФСИН не поступало. Представитель ответчика полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Как указывает истец, заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий она подала <дата>. Не позднее <дата> ЖБК ОИК-1 обязана была ей выдать письменное решение о постановке на учет. В связи с чем, срок исковой давности истек <дата>.
Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений Закона РФ от <дата> <номер> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <дата> (в ред. от <дата>, с изм. от <дата>) <номер> утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Целью указанной программы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. (далее Правила).
Из п.п «а» пункта 5 Правил следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в числе которых, в частности, указаны сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абз.6 п.п «а» пункта 5 Правил), то есть та категория сотрудников, к которой относится истец.
В соответствии пунктом 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению <номер>, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению <номер> (1) с приложением следующих документов:
а) граждане, указанные в п.п. «а, б» настоящих Правил: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 18 Правил выдачу сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний России.
Таким образом, для участия в подпрограмме указанные в пункте 5 Правил лица обязаны предоставить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации <номер> от <дата> утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от <дата> <номер>, действовавшей до 25.93.2018, далее - Инструкции).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (пункт 8 Инструкции).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано во включении в число участников подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о включении в состав участников подпрограммы, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати, вшивается в учетное дело гражданина - участника подпрограммы.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13 Инструкции).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу уголовно-исполнительной системы, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению <номер> к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению уголовно-исполнительной системы и организуется работа по составлению сводного списка.
Таким образом, основываясь на вышеуказанных нормах материального права, суд приходит к выводу, что полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Костаровская М.А. проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы – ФБУ Объединение исправительных колоний <номер> ГУФСИН по <адрес> в должности старшего прапорщика внутренней службы.
На основании распоряжения Правительства РФ от <дата> <номер>-р ФКУ «Объединение исправительных колоний <номер> Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» реорганизовано в форме разделения на ФКУ «Исправительная колония <номер> ГУФСИН по <адрес>» и ФКУ «Исправительная колония <номер> ГУФСИН по <адрес>».
На основании приказа <номер>-лс от <дата>, с изменениями, внесенными приказом <номер>-лс от <дата>, Костаровская М.А. уволена со службы по основанию, предусмотренному пунктом «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от <дата> <номер> - по сокращению штатов, <дата>.
Общая продолжительность службы Костаровской М.А. на день увольнения в календарном исчислении составляет 27 лет 04 месяца 02 дня, в льготном исчислении - 35 лет 07 месяцев 19 дней.
Истец Костаровская М.А. с 1985 года постоянно проживает по адресу: <адрес>, и состоит на регистрационном учете по месту жительства по указанному адресу с <дата>. Совместно с ней проживают:
сын Костаровский А. А. <дата> г.р., проживает по данному адресу с момента рождения;
дочь Костаровская О. А. <дата> г.р., проживает по данному адресу с момента рождения;
зять Семенов А. О. <дата> г.р., проживает по данному адресу с <дата> г.р.;
внук Семенов М. А. <дата> г.р., проживает по данному адресу с момента рождения.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о составе семьи от <дата> <номер>, выданной МО «Гаханское» (л.д. 23).
Согласно выписке из похозяйственной книги от <дата> <номер>, выданной администрацией МО «Гаханское» (л.д.22), совместно с Костаровской М.А. с 1985 года проживал также муж Костаровский А. А. <дата> г.р.
Жилое помещение, состоящее из 2-х комнат общей площадью 46,2 кв.м., в том числе жилой 32 кв.м., по адресу: <адрес>, было предоставлено Костаровской М.А. администрацией МО «Гаханское» по договору социального найма жилого помещения от <дата> (л.д. 25-26). Совместно с нанимателем Костаровской М.А. право пользования жилым помещением имеют: Костаровский А. А., Костаровский А. А., Костаровская О. А., Семенов А. О. и Семенов М. А..
Согласно справке Учреждения УК-272/1 без номера и даты, старший прапорщик в отставке Костаровская М.А. за время прохождения службы в ФБУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> ссуды на строительство и приобретение жилья не получала (л.д. 28).
Как утверждает истец Костаровская М.А., в 2004 году она подала рапорт о постановки на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, и <дата> была поставлена на учет. В подтверждение заявленных требований истец Костаровская М.А. представила сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по ГУФСИН России по <адрес>, где под порядковым номером 42 значится Костаровская М.А.
Проверяя доводы истца, суд исходит из следующего.
Признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий, в силу статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) осуществлялось по месту работы граждан до <дата>, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 6 Федерального закона от <дата> №189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с <дата> принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до <дата> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств того, что на момент увольнения со службы она была принята органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения службы признавалась нуждающейся в получении жилого помещения.
Допрошенная при рассмотрении дела свидетель <ФИО>14 суду пояснила, что работала совместно с Костаровской М.А. В ноябре 2004 года, в актовом зале, она и Костаровская М.А. писали рапорт на улучшение жилищных условий, других документов не было. Рапорт регистрировали в журнале. Позже Костаровская М.А. ей сообщила, что переделала документы на сертификат. О том, что Костаровская М.А. собирает документы, ей стало известно в 2010 году. Документы передавали Кореневой А.Ю., которая утверждала, что передала их в ГУФСИН. В начале 2017 года ей позвонили из колонии <адрес>, и попросили забрать документы в отделе кадров. В отделе кадров ей сообщили, что документы лежат в мусорном баке. Документов Костаровской М.А. в мусорном баке не было.
Аналогичные показания дала свидетель <ФИО>15
Оценивая показания свидетелей, суд приходит к выводу, что сама по себе подача рапорта на улучшение жилищных условий не свидетельствует с достоверностью о признании Костаровской М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет.
По факту не постановки Костаровской М.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении майора внутренней службы Кореневой А.Ю., на основании рапорта следователя ОВД МСО <ФИО>16, проведена доследственная проверка, по результатам которой <дата> принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Кореневой А.Ю. по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 293, частью 1 статьи 292, частью 1 статьи 285 УК РФ, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступлений.
Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата>, в ходе доследственной проверки установлено, что в период с 2010 по май 2019 года Коренева А.Ю. вводила в заблуждение пенсионера ГУФСИН Костаровскую М.А., уволенную из УИС <дата> по сокращению штатов, о наличии у нее права на получение жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Являясь секретарем жилищно-бытовой комиссии, в 2010 году Коренева А.Ю., обещая Костаровской М.А. отыскать рапорт на улучшение жилищных условий в архиве ГУФСИН России по <адрес>, принимала у нее документы для включения в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Установив отсутствие рапорта Костаровской М.А., Коренева А.Ю. ей не сообщила, а уверяла в том, что она имеет право на получение жилищного сертификата, предоставляя в период с 2017-2019 г.г. сопроводительные письма за подписью руководства ОИК-1 о направлении учетного дела в ГУФСИН России по <адрес> для рассмотрения и внесения в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Рапорт о признании Костаровской М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2004 году Коренева А.Ю. не принимала.
Суду представлена выписка из журнала учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Бозойского ОИК от <дата> <номер>, том 1 на 94 листах (л.д. 90), из которой следует, что Костаровская М.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
Из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждений и ГУФСИН России по <адрес> от <дата> <номер>/ТО/16/4-449, утвержденного начальником ГУФСИН России по <адрес> <ФИО>17, и состоящего на 2012 год из 536 человек, Костаровская М.А. в данном списке не значится (л.д. 91).
Журнал учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Бозойского ОИК от <дата> <номер>, том 1, а также список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждений и ГУФСИН России по <адрес> от <дата> <номер>/ТО/16/4-449 являлись предметом исследования в судебном заседании, и подтверждают достоверность представленных суду сведений.
Согласно выпискам из списков сотрудников и пенсионеров ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес>, нуждающиеся в улучшении жилищных условий за 2016, 2017, 2018 годы, Костаровская М.А. также не значится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 92-94).
Таким образом, истцом не представлено достоверных доказательств, объективно свидетельствующих об обращении в 2004 году к ответчику по месту службы в ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> с рапортом о постановке на жилищный учет с приложением необходимых документов.
С заявлением о выдаче сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес> Костаровская М.А. обратилась к начальнику ГУФСИН России по <адрес> <дата>, т.е. только после увольнения с военной службы, указав состав семьи из пяти человек (сын Костаровский А. А., дочь Костаровская О. А., зять Семенов А. О., внук Семенов М. А.).
<дата> Костаровская М.А. обратилась с заявлением на имя начальника ОИК-1 с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
<дата> Костаровская М.А. вновь обратилась с заявлением на имя врио начальника ГУФСИН России по <адрес> о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, указав состав семьи, состоящий из пяти человек (сын Костаровский А. А., дочь Костаровская О. А., зять Семенов А. О., внук Семенов М. А., л.д. 81-83).
Кроме того, истец Костаровская М.А. <дата> обращалась к начальнику ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> с заявлением о разъяснении ей права на получение жилищного сертификата, либо основаниях отказа в его получении.
Как следует из письма ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> №ОГ-1/1/3-60, жилищно-бытовой комиссией ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> рапорт заявителя Костаровской М.А. по вопросу жилищных сертификатов и участия в программе ГЖС рассмотрен, о чем имеется протокол от <дата>. В удовлетворении просьбы о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» заявителю отказано, т.к. заявитель не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по месту службы.
Протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> истец Костаровская М.А. считает незаконным.
Согласно пункту 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (пункт 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, в редакции от <дата>, <номер>).
Поскольку Костаровская М.А. на момент увольнения со службы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по <адрес> с вышеперечисленным составом семьи из 4-х человек не состояла, учетное дело Костаровской М.А. как нуждающейся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН России по <адрес> из ОИК-1 не передавалось, данных о признании истца участником подпрограммы в ГУФСИН России по <адрес> не имеется, в связи с чем, Костаровская М.А. не отвечает требованиям, предусмотренным п.п. «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы».
Кроме того, зять истца - Семенов А.О. и внук Семенов М.А. <дата> г.р., в силу статьи 69 ЖК РФ, членами семьи Костаровской М.А. на момент ее увольнения <дата> не являлись, и в установленном законом порядке таковыми не признавались.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оснований для признания протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата>, а равно оснований для включения Костаровской М.А. с составом семьи из четырех человек (Костаровский А. А., Костаровская О. А., Семенов М. А.) в очередь на участие в мероприятиях по подготовке выпуска сертификатов в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> (ред. <дата>) «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом постановки ее на жилищный учет <дата> и выдаче государственного жилищного сертификата у суда не имеется.
При рассмотрении заявления Костаровской М.А. представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности. Представитель ответчика полагает, что срок исковой давности следует исчислять с <дата>, когда ЖБК ОИК-1 обязаны была выдать Костаровской М.А. письменное решение о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по заявлению от <дата>.
Истец Костаровская М.А. и ее представитель ссылались на то, что срок исковой давности не пропущен, т.к. о нарушении своего права на обеспечение жильем путем выдачи жилищного сертификата истица узнала из ответа ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> за №ОГ-1/1/1-60.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса (пункт 1 статьи 196 ГПК РФ).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям, суд исходит из того, что истец Костаровская М.А. оспаривает решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> (протокол <номер>), о существовании которого она узнала из письма ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> за №ОГ-1/1/1-60.
С требованием о признании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес> от <дата> (протокол <номер>) незаконным истец обратилась в суд <дата>, т.е. в пределах трехлетнего срока исковой давности. В связи с чем, доводы представителя ответчика о начале исчисления срока исковой давности с <дата> ничем не подтверждены и являются необоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костаровской М. А. к ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по <адрес>, протокол <номер> от <дата>, об отказе включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы»; обязании ГУФСИН России по <адрес> поставить Костаровскую М. А. с составом семьи из четырех человек: Костаровский А. А., Костаровская О. А., Семенов М. А. на учет в очереди на участие в мероприятиях по подготовке выпуска сертификатов в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> (ред. <дата>) «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом постановки ее на жилищный учет <дата>; обязании ГУФСИН России по <адрес> выдать Костаровской М. А. с составом семьи из четырех человек: Костаровский А. А., Костаровская О. А., Семенов М. А., государственный жилищный сертификат с учетом постановки Костаровской М.А. в очереди - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен <дата>.
Судья Е.Ф. Минченок