Дело № 33-5960/2019
2-6790/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 06 ноября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе
председательствующего | Пуминовой Т.Н., |
судей | Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П., |
при секретаре | Копановой М.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Юскова А.А. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 июля 2019г., которым постановлено:
«Исковые требования Юскова А.А. к УПФР Тюмени Тюменской области о признании отказа в изменении сроков начисления пенсии, обязании произвести перерасчет выплат, - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., выслушав объяснения Юскова А.А. и его представителя Соболевой Ю.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила
Юсков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области (далее ГУ УПФ РФ г. Тюмени) о признании незаконным отказа в изменении срока начисления пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет выплат с апреля 2017 г.
Требования мотивированы тем, что в апреле 2017 г. Юсков А.А., с целью назначения страховой пенсии по инвалидности, обратился к ответчику, его направили в ГАУ ТО «МФЦ», 17.04.2017 истец подал заявление в ГАУ ТО «МФЦ», предоставив все необходимые документы. В 2019 г. истец узнал о том, что на протяжении двух лет пенсия ему не выплачивалась, а начислялись только выплаты по ЕДВ в размере 1 500 руб., несмотря на то, что он ежегодно предоставлял в Пенсионный фонд справки МСЭ. Ответчик отказался устранить нарушения, допущенные при назначении пенсии. По мнению истца, его права нарушены несвоевременной выплатой пенсии.
В судебное заседание истец Юсков А.А. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ г. Тюмени Власова Л.А. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец Юсков А.А. В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность выводов суда, неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм процессуального права.
В доводах жалобы указывает, что в апреле 2017г. он, с целью назначения страховой пенсии по инвалидности, обратился к ответчику, его направили в ГАУ ТО «МФЦ», не разъяснив какие выплаты он имеет право получать. 17.04.2017 он подал заявление в ГАУ ТО «МФЦ», предоставив все затребованные документы, в результате была назначена пенсия в размере 1 478,09 руб., после переосвидетельствовали в 2018 г. размер выплат составил 1 515,05 руб., в 2019 г. – 1 040 руб.; денежные средства ежемесячно поступали на банковский счет с пометкой «зачисление пенсии». В мае 2019г. он узнал о том, что ему выплачивалась не пенсия, а ежемесячные денежные выплаты.
Считает, что он фактически обратился к ответчику в апреле 2017 г. за получением причитающихся социальных выплат, в том числе и страховой пенсии по инвалидности, предоставив все документы, подтверждающие установление инвалидности. При этом, ни представители ответчика, ни сотрудники ГАУ ТО «МФЦ» не разъяснили его права и какие действия необходимо совершить для получения положенных по закону социальных выплат. Кроме того, ответчик с 2017г., получая уведомления МСЭ о подтверждении инвалидности и имея все контактные данные, не уведомил его о необходимости обратиться за начислением пенсии или отказом от нее.
Ссылается на то, что он не мог самостоятельно определить размер получаемой социальной выплаты, ввиду отсутствия профессиональных знаний, формулировка при поступлении ежемесячного платежа с пометкой «зачисление пенсии» ввело его в заблуждение.
Считает, что ГУ УПФ РФ г. Тюмени умышленно ввело его в заблуждение своим бездействием.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ УПФ РФ г. Тюмени просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГУ УПФ РФ г. Тюмени, извещен надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание истца и его представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что 17 апреля 2017 г. истец через МФЦ обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, а не с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, обращение о назначении пенсии по инвалидности поступило от истца 25 мая 2019 г., таким образом, оснований для изменения срока установления истцу пенсии по инвалидности не имеется, как и оснований для перерасчета выплаты.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно частям 1,2 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию по старости носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что работниками пенсионного фонда и многофункционального центра ненадлежащим образом исполнены их обязанности, поскольку таких доказательств не представлено, истец с заявлением о выплате страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр не обращался.
Информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, первичная проверка представленных работнику МФЦ документов на предмет их правильного оформления не подменяет собой реализацию субъективного права граждан на пенсионное обеспечение, которое поставлено в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства, в том числе подачи письменного заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нет оснований для признания незаконным отказа в изменении срока начисления пенсии, возложении на ГУ УПФ РФ г. Тюмени обязанности произвести перерасчет выплат с апреля 2017 г., поскольку законом право на назначение пенсии связывается с условием обязательной подачи в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в многофункциональный центр заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.
Оспаривание размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не является предметом заявленных требований, а потому судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что в письменных возражениях ответчика указан размер выплаты отличающийся от размера фактически выплачиваемых денежных средств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегии несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 июля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Юскова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии