Дело № 2-807/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2012 года город Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Гизатуллиной Г.М.,
с участием истца Гильманова А.Г.,
представителя Военного комиссариата РБ – Петровой Е.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильманова А.Г. к Военному комиссариату Республики Башкортостан о понуждении произвести перерасчет должностных окладов и пенсии с учетом коэффициента инфляции и возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гильманов А.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Башкортостан о понуждении произвести перерасчет должностных окладов и пенсии, возмещении материального ущерба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав в обоснование требований следующее:
Истец является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил» Министерству обороны РФ было предоставлено право увеличить должностные оклады военнослужащим на 25% с ДД.ММ.ГГГГ, которое было реализовано приказом № от ДД.ММ.ГГГГ
Военным пенсионерам в нарушение ст.ст. 43,49,55,58 Федерального Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» пенсии не повышались.
Перечисленные статьи определяют, что при повышении военнослужащим должностного оклада, входящее в денежное довольствие, одновременно производится перерасчет пенсий с учетом указанного повышения лицам, ранее уволенным в запас или в отставку и получившим право на получение пенсии от МО РФ. Аналогичный порядок перерасчета пенсий определен Постановлением Правительства РФ № 941 от 22.09.1993г. и приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
Военный комиссариат посчитал, что данное повышение пенсионеров не касается, и в дальнейшем было произведено повышение должностных окладов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, но все повышения рассчитывались без учета увеличения должностного оклада на 25% с ДД.ММ.ГГГГ
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №с восстановлено законное право военных пенсионеров о перерасчете должностного оклада с ДД.ММ.ГГГГ на 25%, что предполагает автоматический перерасчет Военным комиссариатом должностных окладов и пенсий.
Решение вопросов назначения военных пенсий и порядок их начислений относятся к компетенции Военного комиссариата на основании «Положения о военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ постановила, что фактическое повышение с ДД.ММ.ГГГГ денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, имело место, что в силу п. «б» ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», является основанием для увеличения размера пенсии, иное противоречило бы равенству всех перед законом». Сумма пенсии, не полученная пенсионером по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсии, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На письменное обращение истца в ВК РБ ДД.ММ.ГГГГ с просьбой в досудебном порядке исправить ошибку, допущенную в 1995г. и произвести перерасчет должностного оклада за период с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 2011г., ответа не последовало.
Исходя из предварительных расчетов, с учетом повышения должностных окладов на 25%, и последующих более 10 повышений в течение 16 лет, последнего повышения в апреле 2011г. на 6,5%, общая сумма недоплаты составляет 114 578 руб. 76 коп.
В связи с изложенным, Гильманов А.Г. просит обязать ВК РБ пересчитать должностные оклады в соответствии принятыми решениями о повышении должностных окладов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и привести их в соответствие с требованиями законов РФ; понудить ВК РБ рассчитать и выплатить ему сумму недоплат пенсии с учетом вновь полученной суммы должностного оклада на ДД.ММ.ГГГГ по методике, предложенной Указом Президента РФ № 1373с от 18.10.2007г., которая по его предварительным расчетам составляет 114 578,76 рублей; обязать ВК РБ в дальнейшем выплачивать пенсионное обеспечение в соответствии с тарифным разрядом (№), назначенный по новому, уточненному должностному окладу.
В последующем истец Гильманов А.Г. неоднократно требования изменял и дополнял:
Так, ДД.ММ.ГГГГ в дополнениях к иску истец просит взыскать с ВК РБ с учетом районного коэффициента 115 164,70 коп.
ДД.ММ.ГГГГ поступили уточнения исковых требований и новый расчет, согласно которому недоплаченная сумма, подлежащая взысканию с ВК РБ с учетом коэффициента инфляции, составляет 127 315 рублей.
В марте 2012г. исковые требования дополнились требованиями о компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, поскольку длительное время проводилось посягательство на нематериальное благо истца – право на получение принадлежащей по закону пенсии; в течение 20 лет нарушалось имущественное право на получение пенсии в полном объеме.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Гильманов А.Г. в части взыскания с ВК РБ пенсии за период с марта 1998г. по июнь 2002г. в сумме 43 451 рубль отказался.
Отказ от части исковых требований принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.
В остальной части истец свои требования поддержал и просил удовлетворить их по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что до 2010г. Военный комиссариат РБ насчитывал ему пенсию из должностного оклада в размере 2050 рублей, тогда как согласно Постановлению Правительства № 462 от 26.06.2002г. должностные оклады были увеличены до 2150 рублей. После обращения в Москву ВК РБ пересчитал размер пенсии, но без коэффициента инфляции. ВК РБ системно нарушает права истца, поэтому он просит требования удовлетворить в полном объеме, а также взыскать с ВК РБ компенсацию за нанесенный ему моральный вред в размере 50 000 рублей.
Представитель ответчика Военного комиссариата РБ по доверенности Петрова Е.М., не признавая исковые требования истца, пояснила, что в связи с принятыми Правительством постановлениями, Гильманову А.Г. был сделан перерасчет пенсии, исходя их должностного оклада в 2150 рублей, который за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента инфляции составляет 35256 руб. 30 коп. Указанная сумма была выплачена Гильманову А.Г., больше ВК РБ истцу ничего не должен. В связи с этим, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Установлено, что Гильманову А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переменой места жительства назначена пенсия за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации, ранее ему пенсия выплачивалась от Министерства обороны Украины.
Пенсии лицам, уволенным с военной службы, назначаются в соответствии с Федеральным Законом РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Постановления № 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным с военной службы военнослужащим включаются: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Правила обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоящих на службе, были установлены Законом Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который предусматривает, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 2 статьи 12 указанного Закона (в редакции от 25.12.2008 года) размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.
Таким образом, право устанавливать размеры окладов по должности и воинскому званию военнослужащих представлено только Правительству Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 13 Законом Российской Федерации от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» определено, что кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим, которые устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Согласно статье 43 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначаемые уволенным военнослужащим и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации оклады по должности, воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, дополнительные выплаты в состав денежного довольствия для исчисления пенсии не включается.
В соответствии со статьей 49 пункта «б» Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.
Должностные оклады военнослужащих с 1 января 1993 года установлены Постановлением Правительства Российской федерации от 27 января 1993 года № 65, в дальнейшем оклады по воинским должностям до 01 июля 2002 года не устанавливались, а только повышались:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года № 753 произведено повышение с 01 июля 1994 года должностных окладов и окладов по воинскому званию в 1,4 раза;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 1995 года № 311 произведено повышение с 01 апреля 1995 года в 1,3 раза окладов по воинским должностям и окладов по воинскому званию установленных по состоянию на 01 июля 1994 года.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1995 года № 1052 произведено повышение с 01 сентября 1995 года в 1,54 раза окладов по воинским должностям и окладов по воинскому званию установленных по состоянию на 01 апреля 1995 года.
Соответственно пенсия военным пенсионерам, в том числе и истцу Гильманову А.Г., были пересмотрены с указанных сроков исходя из уровня увеличения денежного довольствия военнослужащих, установленного Правительством Российской Федерации, что подтверждается листками исчисления пенсии за выслугу лет.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 06 апреля 1995 года № 311 указано о повышении с 01 апреля 1995 года денежных окладов и окладов по воинскому званию, установленных до 01 июля 1994года.
Таким образом, размеры должностных окладов и окладов по воинским званиям, установленные Правительством Российской Федерации с 01 июля 1994 года, изменялись до 01 апреля 1995 года.
Постановлением Правительства Российской федерации от 07 декабря 1994 года № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» Министру обороны Российской Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации было предоставлено право устанавливать военнослужащим оклады по воинской должности с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах, во внутренних войсках и органах внутренних дел Российской Федерации.
Указанное Постановление Правительства Российской Федерации не устанавливало и не увеличивало должностные оклады военнослужащим, данное Постановление Правительства Российской Федерации носило разрешительный и отсылочный характер, для назначения и выплаты военнослужащим 25% надбавки, для реализации необходим был приказ Министра обороны Российской Федерации.
Во исполнение указного постановления Министром обороны Российской Федерации издан Приказ № 20 от 10 января 1995 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с которым было указано выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям с увеличением на 25%.
С 01 января 1995 года должностные оклады выплачивались военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в прежнем размере, указанным лицам с этой даты выплачивалась 25-процентная надбавка на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 20 в качестве дополнительной меры социальной защиты.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 61 от 04 февраля 1998 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» военнослужащим были установлены новые повышенные на 25 % должностные оклады.
Поскольку Приказ Министра обороны Российской Федерации № 61 обратной силы не имеет, но именно в нем отражен порядок реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года № 1349, то пенсии военным пенсионерам были пересчитаны с 01 марта 1998 года, в том числе и истцу.
В судебном заседании истец Гильманов А.Г. согласился с данными доводами представителя ВК РБ и отказался от части требований о возмещении ущерба за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2002г. в размере 43 451 рубль.
В последствии в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий пенсионеров и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации был издан Указ №с от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано произвести доплату пенсии в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ кода № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено, решением мирового судьи судебного участка № 1 по Ленинскому району г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ с Военного комиссариата Республики Башкортостан в пользу истца взыскана недополученная часть пенсии в размере 28 085,36 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста индекса потребительских цен на день обращения, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - лица, получившие на основании судебных решений доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25 процентов окладов по воинской должности на названные в настоящем Указе соответствующие периоды, право на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной настоящим Указом, не имеют.
Согласно решению Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ с Военного комиссариата РБ в пользу Гильманова А.Г. взыскана недополученная пенсия за период с сентября 1993г. по июнь 2002г. в размере 36 638 руб. 65 коп в соответствии со ст. 56 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу с органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно представленному Военным комиссариатом РБ перерасчету пенсии по постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002г. № 462 Гильманову А.Г. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено с учетом коэффициента инфляции 23 320 руб. 80 коп, а ВК РБ выплачено Гильманову А.Г. с учетом всех повышений перерасчетов, а также применен коэффициент инфляции – 35 256 руб. 30 коп.
С 2011г. никаких повышений должностных окладов военнослужащим Правительством РФ не производилось.
Таким образом, проверив представленные сторонами расчеты, суд приходит к выводу, что истцу Гильманову А.Г. на день обращения в суд Военным комиссариатом РБ произведены перерасчеты его пенсии с учетом всех предыдущих повышений, и суммы перерасчета ему выплачены полностью с коэффициента инфляции, в связи с чем, задолженности ВК РБ перед истцом не имеется.
Требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку согласно статье 151 Гражданского Кодекса РФ указанное возможно в случае причинения ущерба личным неимущественным правам и другим нематериальным благам.
Исходя из изложенного, суд считает, что требования истца являются необоснованными и подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 55-57, 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гильманова А.Г. к Военному комиссариату Республики Башкортостан о понуждении произвести перерасчет должностных окладов и пенсии с учетом коэффициента инфляции и возмещении морального вреда отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Г.Р. Хасанова. Решение в законную силу не вступило.