Решение
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть решения)
22 июля 2022 года Симоновский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2942/22 по иску Вороновой Татьяны Николаевны к ГБОУ «Школа № 1257» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, допуске к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
Руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ,
Решил:
В удовлетворении исковых требований Вороновой Татьяны Николаевны к ГБОУ «Школа № 1257» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, допуске к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца.
Федеральный судья А.Е. Лоскутова
Решение
Именем Российской Федерации
22 июля 2022 года Симоновский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2942/22 по иску Вороновой Татьяны Николаевны к ГБОУ «Школа № 1257» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, допуске к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
Установил:
Воронова Т.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГБОУ «Школа № 1257» о признании приказа об отстранении от работы от 23.08.2021 г. № 97/02 незаконным, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 23.08.2021 г. по 24.12.2021 г. в размере сумма, компенсации морального вреда в размере сумма, расходов на оплату услуг представителя в размере сумма
В обоснование заявленных требований истец указал, что 01.11.2018г. Воронова Т.Н. принята ГБОУ адрес «Школа №1257» на работу на должность воспитателя школы, на основании трудового договора № 546. В период с 15 июня по 23 августа Воронова Т.Н. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. 23 августа 2021 года работодатель понуждал истца подписать уведомление о вакцинации от 21 июня 2021 года или приказ об отстранении от работы от 23 августа 2021 года № 97/02. Воронова Т.Н. отказалась от подписания названных уведомления и приказа. Работниками ГБОУ адрес «Школа № 1257» был составлен коллективный акт отказа от подписания приказа №97/02 об отстранении от работы Вороновой Т.Н. Впоследствии Воронова Т.Н. не была допущена к исполнению трудовых обязанностей. Между тем, отказ о вакцинации Вороновой Т.Н. никаким образом не выражался, то есть она не подписывала отказ от вакцинации и не отказывалась от подписания отказа от вакцинации. Данной обстоятельство свидетельствует о нарушении процедуры отстранения от работы в связи с непрохождением обязательной вакцинации. 07 октября 2021 года истец обратилась к ответчику с претензией. До настоящего времени Воронова Т.Н. не получила ответ на претензию. фио также обращалась с жалобами на действия работодателя в Государственную инспекцию труда в адрес и Департамент образования и науки адрес, в удовлетворении жалоб заявителю было отказано по формальным основаниям. Истец полагает, что действия работодателя являются незаконными, необоснованными и нарушают трудовое законодательство Российской Федерации, положения Конституции и иных нормативных актов РФ, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец Воронова Т.Н. и ее представитель фио в судебное заседание явились, уточненные исковые требования просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГБОУ «Школа № 1257» по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту –Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Воронова Т.Н. с 01.11.2018 г. работает в ГБОУ «Школа № 1257» в должности воспитателя на основании трудового договора № 546 от 01.11.2018 г. (л.д. 21-24)
В соответствии с Указом мэра Москвы от 16.06.2021г. № 32-УМ, в целях выполнения Главного государственного санитарного врача по Москве №1 от 15.06.2021г. «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», на основании приказа ДОНМ № 273 от 17.06.2021 г. директором ГБОУ «Школа № 1257» фио издан приказ № 79/02 от 17.06.2021 г. о необходимости организации проведения профилактических прививок в срок до 15.07.2021 г. первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 г. вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников образовательных учреждений и организаций.
Согласно п. 10 приказа ГБОУ «Школа № 1257» № 80/01 от 21.08.2020 г. копии локальных документов и нормативно-правовых актов, относящихся к организации охраны труда, сохранения жизни и здоровья, в том числе и копии приказов об охране труда, размещаются на портале «Облако mail.ru – Охрана труда» (https://cloud.mail.ru/public/EmPr/stGswvZ95).
Из протокола рабочего собрания от 17.06.2021 г. следует, что 17.06.2021 г. среди сотрудников ГБОУ «Школа № 1257», в числе которых присутствовала Воронова Т.Н., проведено собрание, на котором до их сведения доведены приказ Минздрава РФ № 29н от 28.01.2021 г., а также информация о необходимости при планировании отпуска и последующего выхода на работу учитывать требования Главного санитарного врача от 15.06.2021г. №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» и Указа мэра Москвы от 16.06.2021г. № 32-УМ «О несении изменений в указ Мэра Москвы от 08.06.2020г. № 68- УМ»: вакцинироваться от Ковид первым компонентом до 15 июля, а вторым до 15 августа, уведомление о вакцинации каждый работник получит на электронную почту. (л.д. 33)
23.06.2021 г. на электронную почту Вороновой Т.Н. moya-ulybka@vandex.ru, указанную в карточке-анкете, направлено уведомление от 21.06.2021 г. о необходимости пройти вакцинацию от коронавируса в срок до 15.07.2021 г. – первым компонентом или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, в срок до 15.08.2021 г. – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации. (л.д. 34-35,41)
Факт получения указанного уведомления Вороновой Т.Н. не оспаривается.
Как следует из пояснений сторон, 23.08.2021 г. истцу было предложено подписать уведомление о вакцинации от 21.06.2021 г., обязательство о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показания против новой коронавирусной инфекции COVID-10 от 23.08.2021 г.
Приказом № 97/02 от 23.08.2021 г. Воронова Т.Н. была отстранена от работы с 23.08.2021 г. в соответствии с аб3. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157 «Об иммунопроилактике инфекционных болезней» на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы), без начисления Вороновой Т.Н. заработной платы на весь период отстранения. (л.д. 36,39,40)
От подписания вышеуказанных уведомления, обязательства и приказа об отстранении от работы Воронова Т.Н. отказалась, что подтверждается актами от подписания документов от 23.08.2021 г. (л.д. 37,38)
В адрес ответчика 07.10.2021 г. направлена претензия.
Письмом исх. № 1257/357 от 15.11.2021 г. ответчик отказал в удовлетворении требований, указав на отсутствие оснований для отказа от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). (л.д. 47,48)
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. № 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. № 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Постановлением Постановление главного государственного санитарного врача по адресфио Андреевой от 15 июня 2021 года №1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в адрес, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", п.18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115) постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания (п. 8)
Согласно п. 2.1 данного постановления руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории адрес, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, необходимо в срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 -вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Разрешая возникший между истцом и ответчиком спор, суд исходит из того, что трудовая деятельность истца связана с работой в сфере образования, истец была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (либо предоставления иных документов о наличии медотвода, справки о перенесенном заболевании), вместе с тем Воронова Т.Н. отказалась от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представила, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими вышеизложенному законодательству.
Доводы истца о том, что она не отказывалась от вакцинации и не подписывала такой отказ суд находит несостоятельными, поскольку от получения приказа № 79/02 от 17.06.2021 г. о необходимости организации проведения профилактических прививок, уведомления о вакцинации от 21.06.2021 г., а также от подписания обязательства о проведении профилактической прививки истец отказалась, о чем составлены соответствующие акты. При этом возможность информирования сотрудников с использованием любых электронных систем связи, в том числе электронной почты, предусмотрена п. 5.23 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных 01.09.2017 г., с которыми истец ознакомлена под роспись.
Факт отказа истца от проведения профилактической прививки подтвердили также допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели фио, фио, фио, которые занимались организацией мероприятий по проведению профилактических прививок в ГБОУ «Школа № 1257».
Не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что отсутствие прививки не может служить основанием для отстранения от работы, поскольку исходя из Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, в связи с этим прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н.
Между тем, Воронова Т.Н., трудовая деятельность которой связана с работой на транспорте общего пользования, указанную обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, не исполнила.
Доводы истца основаны на ошибочном толковании изложенных выше правовых норм в их взаимосвязи.
При указанных обстоятельствах требования истца о признании ее отстранения, а также признании приказа об отстранении незаконным, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Вороновой Татьяны Николаевны к ГБОУ «Школа № 1257» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, допуске к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца.
Федеральный судья А.Е. Лоскутова