дело № 2-441/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2013 года поселок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцева Е. А. о признании незаконным решения администрации Чалнинского сельского поселения об отказе в согласовании схемы земельного участка и возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Зайцев Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чалнинского сельского поселения, возложении обязанности совершить определенные действия по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в администрацию Пряжинского национального муниципального района заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, кадастровый квартал №. ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен ответ, в котором указывалось, что решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка может быть принято после проведения кадастровых работ и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет по результатам проведения торгов по продаже права аренды. Кроме того, было сообщено о необходимости предоставить карту-схему земельного участка, согласованную с Главой Чалнинского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Зайцев Е.А. обратился к Главе Чалнинского сельского поселения с заявлением о согласовании ориентировочного местоположения земельного участка. К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия кадастрового плана территории, схема ориентировочного местоположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен ответ об отказе в согласовании схемы земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне подтопления реки <данные изъяты>, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в «Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения» и застройка на данной территории будет запрещена. С вынесенным решением об отказе в согласовании схемы земельного участка, выраженного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ Зайцев Е.А. не согласен, считает его незаконным и необоснованным. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным бездействие администрации Чалнинского сельского поселения, выразившееся в не рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Чалнинского сельского поселения обеспечить выбор земельного участка по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела представитель заявителя П.М., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования, просила признать решение администрации Чалнинского сельского поселения об отказе в согласовании схемы земельного участка, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать администрацию Чалнинского сельского поселения обеспечить выбор земельного участка.
Заявитель Зайцев Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель заявителя П.М., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнила, что действующее законодательство не содержит оснований для отказа в согласовании схемы земельного участка.
Представитель заинтересованного лица администрации Чалнинского сельского поселения М.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований заявителя возражала, указала, что территория, где заявителем испрашивается земельный участок подвергается подтоплению, в настоящее время ведутся работы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. В связи с данными обстоятельствами Зайцеву Е.А. было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка.
Представитель заинтересованного лица администрации Пряжинского национального муниципального района М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя, пояснила, что отказ Администрации Чалнинского сельского поселения в согласовании схемы земельного участка не нарушает каких-либо прав заявителя, так как полномочия по распоряжению земельными участками находятся у Администрации Пряжинского района. Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка не препятствует заявителю в последующей реализации своего права на получение земельного участка. Сведения, содержащиеся в письме Чалнинского поселения носят рекомендательный и информационный характер.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положения статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зайцев Е.А. обратился к Главе Чалнинского сельского поселения с заявлением, в котором просил согласовать ориентировочное местоположение земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, кадастровый квартал № для индивидуального жилищного строительства. Расходы связанные с формированием земельного участка обязался оплатить за свой счет.
Указанному обращению предшествовало обращение заявителя ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Ответом администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было разъяснено, что решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства может быть принято после проведения кадастровых работ и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет по результатам проведения торгов по продаже права аренды. Кроме того, было предложено представить карту-схему земельного участка, согласованную с Главой Чалнинского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Чалнинского сельского поселения, за подписью Главы - С.Т. направила в адрес заявителя письмо №, в котором указала, что согласовать испрашиваемый земельный участок возможности не имеется, поскольку данный земельный участок находится в зоне подтопления реки <данные изъяты>; в настоящее время ведется работа по внесению изменений в «Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения» и застройка на данной территории будет запрещена.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Таким образом, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация Пряжинского национального муниципального района.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для индивидуального жилищного строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (п. 9 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
По смыслу положений земельного законодательства выбор земельного участка, по результатам которого оформляется в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта недвижимости. В случае установления по результатам выбора земельного участка препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано. Между тем, данное решение может быть принято только органом, уполномоченным на это в соответствии с положениями ст. ст. 29, 31 ЗК РФ.
При этом нормами действующего законодательства предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка только органами местного самоуправления муниципального района. Согласование схемы расположения земельного участка с органами местного самоуправления поселения законом не предусмотрено.
Кроме того, учитывая положения ст. 31 ЗК РФ, обязанность органов и должностных лиц, участвующих в процедуре согласования, выразить безусловное согласия на размещение предполагаемого объекта законом не предусмотрена. По смыслу п. 2 ст. 31 ЗК РФ участие государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций в процедуре согласования имеет своей целью получение от них необходимой, объективной информации, упомянутой в п. 2 ст. 31 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае такая информация о возможности размещения испрашиваемого земельного участка в зоне подтопления реки <данные изъяты>, изложена Главой Чалнинского сельского поселения в форме письма, что закону не противоречит.
Заявитель, получив указанную информацию самостоятельно, не лишен возможности предоставить ее органу, уполномоченному на принятие решения об утверждении акта выбора земельных участков, а именно в Администрацию Пряжинского национального муниципального района, которая и должна принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, и схему к нему, или об отказе в размещении объекта. Именно данное решение в силу п. 9 ст. 31 ЗК РФ может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Таким образом, оспариваемое решение администрации Чалнинского сельского поселения прав заявителя не нарушает, поскольку правовых последствий для него не влечет.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы заявителя о том, что отсутствие положительного согласования ориентировочного местоположения земельного участка со стороны Чалнинского сельского поселения будет являться основанием для отказа в утверждении акта выбора земельного участка Администрацией Пряжинского национального муниципального района, носят характер предположения и не основаны на положениях действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации Чалнинского сельского поселения, выраженного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании обеспечить выбор земельного участка по заявлению Зайцева Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Зайцева Е. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 10.12.2013г.