<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2015 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Волковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Вагапова Р.Х. о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, указав, что 21.03.08 года между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Вагаповым Р. Х. заключен заключён договор на аренду участка лесного фонда, предметом которого является предоставление за плату во временное пользование участка лесного фонда, для реакционной деятельности по адресу: <адрес> Кадастровый номер участка <данные изъяты>. 04.03.15 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка двум лицам. Однако Министерство 12.03.15 г. отказало заявителю в выдаче согласия.
Ссылаясь на незаконность отказа, просит признать незаконным решением и действие Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования <адрес> по отказу в выдаче заявителю согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, изложенному в письме Министерства от 12.03.15 г, обязать Министерство устранить указанное нарушение путем выдачи заявителю согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Наумовой Г. Ф.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил требования, просил признать незаконным решение и действие Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования Самарской области по отказу выдаче заявителю предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № изложенному в письме Министерства от 12.03.15 г., обязать Министерство устранить указанное нарушением путем выдачи заявителю предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Наумовой Г.Р. и Конюховой Т.А..
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований полагал необходимым отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.05.2013 N 157 "Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами в пределах земель лесного фонда Самарской области" для получения согласия на сделку с арендованным лесным участком или арендными правами арендатор представляет в министерство письменное заявление о выдаче согласия на совершение сделки (далее - заявление).
2.2. В заявлении арендатор указывает следующие сведения:
1) для юридического лица - полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адрес местонахождения, банковские реквизиты, номер контактного телефона;
2) для физического лица или индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, адрес, данные документа, удостоверяющего личность, номер контактного телефона;
3) дата государственной регистрации договора аренды лесного участка;
4) местоположение и площадь лесного участка, с которым предполагается совершение сделки;
5) кадастровый номер лесного участка;
6) цель, вид и срок использования лесов, расположенных на лесном участке, с которым предполагается совершение сделки.
2.3. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
копии документов, удостоверяющих полномочия исполнительного органа арендатора и лица (далее - субарендатор), с которым арендатор предполагает совершить сделку с арендованным лесным участком или арендными правами (для юридических лиц);
копии учредительных документов субарендатора (для юридических лиц);
копия документа, удостоверяющего личность арендатора и субарендатора (для физических лиц);
копии документов, удостоверяющих права (полномочия) представителя арендатора, если с заявлением обращается представитель заявителя;
проект договора между арендатором и заинтересованным лицом.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе следующие документы:
выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая информацию о регистрации договора аренды лесного участка;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении арендатора и субарендатора (для юридических лиц);
выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении арендатора и субарендатора (для индивидуальных предпринимателей);
копия свидетельства о постановке арендатора и субарендатора на налоговый учет в налоговом органе;
копия кадастрового паспорта (плана) лесного участка.
2.4. Согласие на совершение сделки с арендованными лесными участками или арендными правами не выдается в случае, если:
арендатором подано заявление с нарушением требований, установленных пунктом 2.2 Порядка;
арендатором не представлены документы, которые должны быть приложены к заявлению согласно пункту 2.3 Порядка;
субарендатору в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;
в отношении субарендатора (юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляется процедура банкротства;
субарендатор находится в процессе ликвидации или субарендатором прекращается деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
заключенный с арендатором договор аренды участка лесного фонда не приведен в соответствии с Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет;
совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами может повлечь нарушения требований устойчивого и рационального лесопользования, а также прав граждан в области охраны окружающей среды;в ходе проверки выполнения арендатором обязанностей по договору аренды лесного участка и своевременности внесения платежей по договору аренды выявлены существенные или неоднократные нарушения договора аренды.
2.5. В случае если арендатор обратился в министерство с заявлением о выдаче согласия на совершение сделки с частью арендованного лесного участка, не прошедшего кадастровый учет, или соответствующими арендными правами, Комиссией рассматривается вопрос о выдаче предварительного согласия на совершение сделки.
Отказ в выдаче согласия (предварительного согласия) на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами по основаниям, не установленным пунктом 2.4 Порядка, не допускается.
Из материалов дела, следует, что 21.03.08 г. между заявителем и Министерством заключен договор № аренды лесного участка по которому Вагапов Р. Х. получил право аренды лесным участком, находящимся в государственной собственности, с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Самарская область, <данные изъяты>, для реакционной деятельности сроком до 10.01.2055 г.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> с заявлением о предварительном согласовании на передачу прав по договору аренды по 0,165 га на Наумову Г. Ф., Конюхову Т. А.
В заявлении были указаны все необходимые сведения, предусмотренные п. 2.2 указанного Порядка, а именно: фамилия, имя, отчества, данные документа, удостоверяющего личность, номер контактного телефона; дата государственной регистрации договора аренды лесного участка, местоположение и площадь лесного участка, кадастровый номер лесного участка, цель использования лесного участка.
К заявлению были приложены все необходимые при подаче указанного заявления документы: копия документов, удостоверяющих личность арендатора и субарендаторов, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе арендатора и субарендаторов, лесная декларация, квитанции оплаты аренды, кадастровая выписка о земельном участке, свидетельство о государственной регистрации права.
Поскольку заявитель обратился с заявлением для получения предварительного согласия на сделку, с целью последующего раздела лесного участка и заключения договоров аренды на раздельные земельные участки, проект договора между арендатором и заинтересованным лицом не мог быть представлен в силу того, что до раздела спорного лесного участка на два участка предмет договора отсутствует.
11.03.15 г. Комиссией по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками было отказано в связи с тем, что лесное законодательство не предусматривает переуступку прав и обязанностей лесного участка по договору аренды лесного участка физическому лицу для осуществления реакционной деятельности.
Данный отказ Министерства является незаконным, нарушающим права заявителя на передачу прав по договору аренды и основан на неверном толковании норм Лесного кодекса РФ.
Согласно ст. 25 ЛК РФ использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как следует из указанных норм использование лесов в целях извлечения прибыли, а не для собственных нужд допускается только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, ЛК РФ не содержит запрета на передачу прав по договору аренды лицам для использования для собственных нужд.
Частью 1 стать 41 ЛК РФ установлено, что использование леса для рекреационной деятельности может осуществляться в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Данный вид использования леса может преследовать цели извлечения прибыли, а также может быть направлен на иные цели, не связанные с коммерческой деятельностью.
Судом также учитывается, что договор аренды с целью использования – для рекреационной деятельности был заключен после принятия Лесного кодекса РФ, при этом Вагапов Р. Х. не являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с тем, доводы Министерства о том, что договор с Вагаповым Р. Х. был заключен по нормам ранее действующего лесного законодательства несостоятельны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемый заявителями отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, в связи с чем, заявленные ими требования подлежат удовлетворению.
Доводы Министерства о том, что передача прав по договорам аренды является правом, а не обязанностью, несостоятельны, поскольку п. 2.9 указанного Порядка указано, что отказ в выдаче согласия допускается только в случаях, указанных в п. 2.4.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Вагапова Р.Х. – удовлетворить.
Признать незаконными отказы Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в выдаче Вагапову Р.х. предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г№ изложенному в письме Министерства от ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить указанное нарушением путем выдачи Вагапову Р.Х. предварительного согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 21.03.08 г. № Наумовой Г.Р. и Конюховой Т.А..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.15 г
Председательствующий Гороховик О. В.