РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЯМБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
в составе председательствующего судьи Нуянзиной Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Карякиной Т.А.,
с участием представителя истца Сыроваткина В.С. - Сыроваткина Е.В., действующего на основании доверенности,
представителя администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Хохлова В.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыроваткина В.С. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности сформирования земельного участка и предоставлении его в собственность за плату,
установил:
Сыроваткин В.С. обратился в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность за плату. В обоснование заявленных требований указывает, что 02 августа 2013 года он обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <площадь>. в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Письмом от 29 августа 2013 года №2571 администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия сообщила об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, указав, что на момент обращения Сыроваткина В.С. в <адрес> отсутствуют сформированные свободные земельные участки. При подаче заявления в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия им были определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Просит признать незаконным решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в предоставлении Сыроваткину В.С. земельного участка в собственность, обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия предоставить ему земельный участок площадью <площадь> для индивидуального жилищного строительства в <адрес> за плату.
В судебном заседании 13 марта 2014 года представитель истца Сыроваткина В.С.- Сыроваткин Е.В. уточнил исковые требований просил суд признать незаконным решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в предоставлении Сыроваткину В.С. земельного участка в собственность, обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия сформировать земельный участок в <адрес>, обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия предоставить ему земельный участок площадью <площадь> для индивидуального жилищного строительства в <адрес> за плату.
В судебное заседание истец Сыроваткин В.С. не явился, извещен своевременно и надлежаще, в заявлении от 31 января 2014 года просил рассмотреть дело его отсутствие.
Представитель истца Сыроваткина В.С. - Сыроваткин Е.В., действующий на основании доверенности № 13 АА 0302664 от 22 января 2014 года, поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Хохлов В.В., действующий на основании доверенности № 10 от 03 марта 2014 года, с предъявленными истцом требованиями не согласен, возражал против удовлетворения искового заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно части 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в соответствии с пунктом четвертым статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом законодательством предусмотрено, что предоставление земельных участков в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), объектами могут быть только сформированные земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.п. 3, 15 части первой статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, где должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Судом установлено, что истцом Сыроваткиным В.С. при подаче заявления о предоставлении ему земельного участка площадью <площадь> в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства в <адрес> предусмотренные законодательством требования были соблюдены.
Решение о проведении торгов принимается соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственником определяется форма проведения торгов (открытого или закрытого по форме подачи предложений аукциона либо конкурса), начальная цена предмета торгов и сумма задатка. Причем в соответствии со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки под жилищное строительство предоставляются только на аукционах открытых по составу участников и форме подачи заявок.
Согласно пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в случаях изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Установлено, что письмом от 29 августа 2013 года № 2571 администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия сообщила об отказе в предоставлении Сыроваткину В.С. земельного участка в собственность за плату, указав, что на момент его обращения в <адрес> отсутствуют сформированные свободные земельные участки.
Доказательств в опровержение невозможности формирования и предоставления Сыроваткину В.С. земельного участка ответчиком в судебном заседании не представлено.
Суд считает, что решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 29 августа 2013 года № 2571 об отказе в предоставлении истцу земельного участка площадью <площадь> в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства в <адрес> является незаконным, и считает необходимым обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия сформировать земельный участок в <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства либо об отказе в предоставлении отнесено законом к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи, с чем возложение обязанности принять конкретное решение выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей. Признавая решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в предоставлении Сыроваткину В. С. земельного участка в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства незаконным, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.
На основании изложенного, разрешая дело по представленным доказательствам и в пределах заявленных истцом исковых требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сыроваткина В.С. удовлетворить частично.
Решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 29 августа 2013 года №2571 об отказе в предоставлении Сыроваткину В.С. земельного участка площадью <площадь> в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства в <адрес> признать незаконным.
Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия сформировать земельный участок в <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Л.Н. Нуянзина