РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3516/2020 по заявлению Долгих А. П. об оспаривании бездействия Главы г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Долгих А. П. бездействие Главы г.о. Самара, выразившееся в непринятии предусмотренного п.16 ст.31 ГрК РФ решения по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 31.01.2020 г. №КС-1-0-1.
Обязать Главу г.о. Самара в течение 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителя, приняв одно из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 31.01.2020 г. №КС-1-0-1, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3516/2020 по заявлению Долгих А. П. об оспаривании бездействия Главы г.о. Самара,
установил:
Долгих А.П. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании бездействия Главы г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ему принадлежат на праве собственности земельные участки площадью 634 м2 с кадастровым номером 63:01:0255003:602 по адресу: <адрес>, и площадью 600 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес> 12.03.2015 г. собственниками земельных участков по <адрес> в границах <адрес> было подано единое коллективное заявление председателю Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара о рассмотрении вопроса о внесении изменения зонирования земельных участков с зоны Р-5 на зону Ц-2. Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил ему, что заявление, возможно, потерялось. 20.04.2016 г. им было подано повторное заявление в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённые постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. №61 относительно изменения территориальной зоны Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) на зону Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения), в границах принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами № 18.03.2016 г. на заседании Комиссии по застройке и землепользования при главе г.о. Самара было рассмотрено его заявление и принято положительное решение. Постановлением Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания в форме сбора мнений (отзывов) жителей в период с 3.10.2019 г. по 7.12.2019 г. 5.12.1019 г. было проведено собрание участников публичных слушаний, участники которого поддержали запрашиваемое изменение для использования под объекты придорожного сервиса. 13.12.2019 г. на заседании Комиссии по застройке и землепользованию было принято решение отложить рассмотрение до выяснения наличия самовольных построек на его земельных участках. На его земельных участках самовольных построек нет. 27.05.2019 г. Департамент градостроительства г.о. Самара обратился с иском к нему о сносе самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером: №. Решением Кировского районного суда г. Самары от 2.10.2019 г., в удовлетворении иска отказано. 24.01.2020 г. на заседании Комиссии по застройке и землепользованию было принято решение о подготовке рекомендаций Главе г.о. Самара для принятия решения о направлении проекта изменений в Правила застройки и землепользования в Думу г.о. Самара, однако проект не был направлен. Просит обязать Главу г.о. Самара в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу направить проект изменений в Правила застройки и землепользования в Думу г.о. Самара.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 17.06.2019 г. Егорова Т.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Главы г.о. Самара по доверенности от 15.07.2019 г. №1-01/5386 Володина М.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 192-193).
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 31.12.2019 г. №Д05-01/3556 Воробьев И.Л. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица Дума г.о. Самара и Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу принадлежат на праве собственности 2 земельных участка для садоводства: с кадастровым номером № площадью 600 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 16-27), и с кадастровым номером № площадью 634 ± 9 м2 по адресу: <адрес>
Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, территория земельных участков отнесена к территориальной зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки определен ст.31-33 ГрК РФ.
В соответствии с пп.2 п.2 ст.33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в частности, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Такие предложения, согласно пп.5 п.3 ст.33 ГрК РФ, могут вноситься физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно п.6 ст.31 ГрК РФ главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Названная комиссия, в силу п.4 ст.33 ГрК РФ, в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учётом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п.5 ст.33 ГрК РФ).
В случае принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки проект разрабатывается упомянутой выше комиссией.
В соответствии с п.9-12, 15, 16 ст.31, п.1 ст.33 ГрК РФ, уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект изменений в правила землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия вышеуказанным требованиям и документам в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта изменений в правила землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки комиссия с учётом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с ГрК РФ не требуется.
Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных выше обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта изменений в правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (п.16 ст.31 ГрК РФ).
Согласно ст.32, п.1 ст.33 ГрК РФ изменения в правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, если региональным законодательством эти полномочия не переданы местной администрации. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта изменений в правила землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить изменения в правила землепользования и застройки или направить проект изменений в правила землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Если региональным законодательством полномочия по утверждению правил землепользования и застройки переданы местной администрации, переданы местной администрации, глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных выше обязательных приложений должен принять решение об утверждении изменений в правила землепользования и застройки и о направлении проекта изменений на доработку с указанием даты его повторного представления.
Состав комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара утвержден постановлением Главы г.о. Самара от 22.11.2019 г. №872.
Судом установлено, что 20.05.2015 г. истец обратился в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с письменным заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре в части изменения зонирования земельных участков с кадастровыми номерами № и № с территориальной зоны Р-5 на территориальную зону Ц-2 (общественно-деловая зона городского назначения) для использования под «объекты обслуживания клиентов» (л.д. 39).
Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара приняла решение рекомендовать Главе г.о. Самара внести в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки.
Согласно постановлению Администрации г.о. Самара от 10.06.2016 г. №811 (л.д. 103-113), уполномоченным органом местного самоуправления решено подготовить проект внесения изменений в правила землепользования и застройки на основе предложение истца, организовать его рассмотрение на публичных слушаниях.
На основании постановления Администрации г.о. Самара от 2.10.2019 г. №720 (л.д. 114-122) проведены публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки, включающий, в том числе, предложения истца.
Согласно заключению по результатам публичных слушаний, размещённому на портале органов местного самоуправления г.о. Самара <данные изъяты> заявка истца поддержана участниками публичных слушаний (л.д. 209-214).
Заключением Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 31.01.2020 г. №КС-1-0-1 (л.д. 148-160) принято решение рекомендовать Главе г.о. Самара поддержать предложение истца об изменении зонирования земельных участков с кадастровыми номерами №пп.1 п.11 заключения).
Таким образом, заявителем пройдены все этапы процедуры внесения изменения в правила землепользования застройки вплоть до этапа, предусмотренного п.16 ст.31 ГрК РФ – принятие главой местной администрации решения о направлении одобренного комиссией по землепользования и застройки и участниками публичных слушаний (общественных обсуждений) проекта изменений в правила землепользования и застройки на утверждение представительного органа местного самоуправления или об отклонении проекта и направлении его на доработку.
Указанное решение должно было быть принято Главой г.о. Самара в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и обязательных приложений.
Решение до настоящего времени не принято, что ответчиком не отрицается.
Между тем, по смыслу закона, Глава г.о. Самара не вправе уклониться от принятия одного из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений.
Следовательно, имеет место незаконное бездействие ответчика, которое очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
Как следует из административного искового заявления и пояснений истца при разбирательстве дела, фактически истец ставит вопрос об оспаривании бездействия Главы г.о. Самара, выразившегося в непринятии одного из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений. Требование обязать ответчика направить проект изменений в Правила застройки и землепользования в Думу г.о. Самара является предлагаемым истцом способом устранения нарушений его прав.
В ходе разбирательства дела ответчик утверждал, что проект изменений в правила землепользования и застройки и обязательные приложения в части изменении зонирования принадлежащих истцу земельных участков ему на рассмотрение не поступали.
Однако данное обстоятельство доказательно не подтверждено. Кроме того, из материалов дела, в частности, из письма градостроительства г.о. Самара от 17.11.2020 г. №38-Д05-02-02/9980 (л.д. 174) следует, что Администрации г.о. Самара, которую, согласно п.1 ст.24 Устава г.о. Самара, возглавляет Глава г.о. Самара, было известно об одобрении проекта внесения изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре по заявке Долгих А.П. участниками публичных слушаний и Комиссией по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара. Поскольку указанная комиссия создана при ответчике, возглавляется его первым заместителем, Глава г.о. Самара несёт ответственность за организацию её работы и не может ссылаться в оправдание своего бездействия на неполучение от комиссии проекта изменений в правила землепользования и застройки на протяжении почти 11 месяцев.
В силу пп. «з», «и» Глава г.о. Самара обеспечивает осуществление Администрацией г.о. Самара полномочий по решению вопросов местного значения г.о. Самара и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, координирует деятельность органов Администрации г.о. Самара, иных органов местного самоуправления г.о. Самара, подконтрольных и подотчётных ему.
Ссылка ответчика в своём отзыве на юридическое заключение правового управления Департамента градостроительства г.о. Самара от 23.09.2020 г. №П0406-4419, согласно которому изменение зонирования не представляется возможным, не является оправданием противозаконного бездействия. Отрицательное мнение одного из органов местного самоуправления по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки не освобождает Главу г.о. Самара от обязанности принять предусмотренное п.16 ст.31 ГрК решение. Более того, Департамент градостроительства г.о. Самара не наделён полномочиями принимать какие-либо решения на данном этапе процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки. Принять решение об одобрении или отклонении проекта и нести за ответственность за законность этого решения должен Глава г.о. Самары.
Доводы Департамента градостроительства г.о. Самара об изменении совокупной площади 2 земельных участков заявителя с 1 200 м2 до 1 234 м2 как о препятствии к направлению проекта изменений в правила землепользования и застройки на утверждение Думы г.о. Самара не могут быть приняты судом. Во-первых, из материалов дела явствует, что имело место уточнение сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № по результатам межевания, что и повлекло изменение сведений о его площади. Местоположение и размеры земельных участков не изменялись. Во-вторых, участники публичных слушаний и Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара одобрили изменение зонирования земельных участков истца уже с учётом уточнения площади. В-третьих, Департамент градостроительства г.о. Самара не наделён полномочиями принимать предусмотренные п.16 ст.31 ГрК РФ решения за Главу г.о. Самара.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В данном случае надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав заявителя является возложение на ответчика обязанности принять одно из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 31.01.2020 г. №КС-1-0-1 (т.е., по заявке истца). Суд в настоящем случае не может обязать ответчика принять решение определённого содержания.
Суд полагает, что десятидневный срок для исполнения судебного решения будет достаточным, поскольку он соответствует сроку, установленному п.16 ст.31 ГрК РФ.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что нарушение прав истца уже устранено путём принятия решения о подготовке ещё одного проекта изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре (л.д. 230-235), поскольку такое решение не предусмотрено п.16 ст.31 ГрК РФ. Проект интересующих истца изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре уже разработан и прошёл процедуры необходимых согласований. Ответчик должен был принять решение либо о направлении его на утверждение в Думу г.о. Самара либо об отклонении с обязательной доработкой и повторным рассмотрением. «Предлагаемое» же ответчиком решение предусматривает повторную разработку «с нуля» проекта изменений, повторное прохождение процедуры публичных слушаний, повторное рассмотрение Комиссией по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара, т.е. «возвращает» истца на уже пройденные им самые ранние этапы многоступенчатой процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Долгих А. П. бездействие Главы г.о. Самара, выразившееся в непринятии предусмотренного п.16 ст.31 ГрК РФ решения по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 31.01.2020 г. №КС-1-0-1.
Обязать Главу г.о. Самара в течение 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителя, приняв одно из предусмотренных п.16 ст.31 ГрК РФ решений по проекту изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, указанному в пп.1 п.11 заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 31.01.2020 г. №КС-1-0-1, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь