Судья- Швец Н.М.
Дело № 33-8753
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Чулатаевой С.Г. судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А., при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми от 20 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Волковой Оксаны Васильевны удовлетворить.
Восстановить Волковой Оксане Васильевне срок для обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г.Перми с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета М., дата рождения, умершей 02 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения Волковой О.В. и третьего лица Дитянова Д.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкова О.В. обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Требования мотивированы тем, что 02 сентября 2013 года умерла М., дата рождения, за которую уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в бюджет ПФ РФ. Волкова О.В. является правопреемником умершей, которая являлась ее матерью. Шестимесячный срок для обращения с заявлением в территориальный орган ПФ РФ за выплатой средств пенсионных накоплений пропущен Волковой О.В. по причине отсутствия соответствующей информации.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, не доказанность Волковой О.В. наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного шестимесячного срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица, отсутствие у пенсионного органа обязанности по извещению правопреемников М. Субъективные причины, связанные с незнанием истца о наличии у ее матери средств пенсионных накоплений и о сроках подачи заявления не могли быть расценены судом в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась истец Волкова О.В. и третье лицо Дитянов Д.П. Другие лица, участвующие в деле, не явились, извещались путем направления судебных извещений заказной почтовой корреспонденцией, заявлений об отложении рассмотрения дела в судебную коллегию не поступало.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1.ГПК РФ), судебная коллегия находит, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Волкова О.В. является дочерью М., умершей 02 сентября 2013 г.
12.08.2015г. нотариусом Пермского районного нотариального округа Пермского края на имя К. (мать), Волковой О.В. (дочь) и Дитянова Д.П. (сын) выданы свидетельства о праве на наследство по закону (по 1/3 доле каждому).
Из справки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Перми следует, что в специальной части индивидуального лицевого счета М., дата рождения, имеются средства пенсионных накоплений, находящиеся в государственной управляющей компании.
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ от 07 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
В силу п.12 ст.16 названного Федерального закона № 173-ФЗ, при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона N 111-ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" определено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок обращения правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений на момент возникновения спорных правоотношений был установлен Постановлением Правительства РФ N 741 от 03 ноября 2007 г., согласно которому обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений также допускается до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
В соответствии с п. 8 Правил выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, утвержденных указанным Постановлением (далее - Правила), территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что УПФ РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми не предпринимало мер к извещению правопреемников М. о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего, доказательств обратного в силу ст.56 ГПК РФ в дело не представлено.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства и установленные обстоятельства, на основании исследованных доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что поскольку ответчик не выполнил обязанности по уведомлению правопреемников о наличии у умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений и возможности их получения, а истец на момент смерти матери не обладала указанной информацией, следовательно, процессуальный срок на обращение
с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений был пропущен ею по уважительной причине.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с действующими на момент возникновения спорных правоотношений Правилами выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 г. N 741, на пенсионный фонд была возложена обязанность извещать лишь тех правопреемников, которые были указаны застрахованным лицом в поданном им заявлении о распределении средств пенсионных^ накоплений, основан на неправильном толковании норм указанных Правил.
В силу п. 2 Правил в них используются следующие основные понятия: правопреемники - правопреемники по заявлению и правопреемники по закону; правопреемники по заявлению - лица, указанные в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений; правопреемники по закону. Пункт 8 Правил обязывает пенсионный фонд после получения сведений о смерти застрахованного лица известить правопреемников (то есть правопреемников и по заявлению, и по закону) о наличии средств пенсионных накоплений у умершего и возможности их получения.
Доказательств того, что пенсионным органом предпринимались меры к установлению информации о правопреемниках умершей М., в дело также не представлено.
Тем самым, само по себе отсутствие заявления умершего застрахованного лица не освобождает пенсионный орган от исполнения обязанностей по извещению его правопреемников о наличии и возможности получения средств пенсионных накоплений.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Перми от 20 апреля 2016 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: