Дело № 2-4785/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2012 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего (судьи) Киселева А.С.
при секретаре Бочкареве И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова Д.В. к УМВД России по Смоленской области о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия,
у с т а н о в и л:
Максимов Д.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Смоленской области о признании незаконным решения заместителя начальника названного управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ему лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и возложении на УМВД России по Смоленской области обязанности по выдаче соответствующей лицензии. В обоснование правовой позиции привел суждения о том, что упомянутый отказ основан на имевшейся у него судимости по ч. 1 ст. 222 УК РФ, однако таковая в настоящее время погашена, в виду чего не влечет за собой никаких правовых последствий. Все необходимые документы для получения лицензии им ответчику предоставлялись, в связи с чем, у соответствующего должностного лица не имелось оснований к отказу в удовлетворении его требований.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, вышеприведенные доводы подтвердил, а также пояснил, что им в настоящее время пройдена необходимая для получения вышеуказанной лицензии подготовка, имеет охотничий билет, а в собственности у него уже более пяти лет находится охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Представитель ответчика Чернобурова О.В. в судебном заседании указала на то, что истец в действительности предоставил в уполномоченный орган все необходимые документы для получения им лицензии на приобретения одной единицы охотничьего оружия с нарезным стволом. Спорным обстоятельством в данном случае является то, что Максимов Д.В. имеет судимость по ст. 222 УК РФ, что в силу закона об оружии является основанием к отказу в выдаче названной лицензии, в остальном истец соответствующими правомочиями обладает.
Заслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон № 150-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 113-ФЗ), приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию.
По делу установлено, что Максимов Д.В. имеет охотничий билет серии 67 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22) и более пяти лет владеет огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием «<данные изъяты>», а также травматическим оружием «<данные изъяты>» калибр 10 х 32 Т (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр лицензионно-разрешительной работы УМВД России по Смоленской области с заявлением о выдаче лицензии на приобретение одной единицы огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом (далее также – лицензия) с приложением к нему копий паспорта; копии охотничьего билета; фотографий; медицинской справки; характеристик; квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии, а также ксерокопии свидетельства о прохождении обучения по вопросам обращения с оружием (л.д. 23, 44-48).
Как следует из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного заместителем начальника УМВД России по Смоленской области Г., в выдаче лицензии на приобретение одной единицы огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом Максимову Д.В. отказано со ссылкой на допущенное истцом нарушение, связанное с оборотом оружия, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ является препятствием к получению названной лицензии (л.д. 18).
Из материалов дела видно, что приговором <данные изъяты> районного суда г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Максимов Д.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, ч. 1 ст. 222 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев условно с испытательным сроком <данные изъяты> года (л.д. 10-17).
Назначенное наказание Максимов Д.В. отбыл и постановлением <данные изъяты> районного суда г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ данная судимость с него снята (л.д. 43).
Приведенные обстоятельства по делу не являлись спорными и признаны отвечающей стороной в силу их объективности.
Отказывая ДД.ММ.ГГГГ Максимову Д.В. в выдаче лицензии, уполномоченное должностное лицо основывалось на том, что истец в 2002 году был осужден по ч. 1 ст. 222 УК РФ, чем допустил нарушение, связанное с оборотом оружия и препятствующее в силу положений ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ получению названной лицензии.
Аналогичная правовая позиция в обоснование возражений относительно заявленных исковых требований высказана в ходе судебного разбирательства представителями ответчика. Иных оснований к отказу в выдаче истцу лицензии последними не приведено и соответствующих доказательств в нарушении требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Вместе с тем, суд не может согласиться с подобными суждениями.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона № 150-ФЗ лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Согласно ч.ч. 8, 15 ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Порядок получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на момент обращения Максимова Д.В. с заявлением о выдаче такой лицензии также регулировался Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 (в редакции от 29.09.2011) (далее также – Инструкция).
Согласно п. 23 вышеуказанной Инструкции при получении лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия для занятия стрелковым спортом и охотничьего оружия, в том числе комбинированного, в целях охоты граждане Российской Федерации наряду с документами, указанными в п. 22 (заявление с указанием паспортных данных и сведений об имеющемся оружии; ксерокопия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации; две фотокарточки размером 3х4 см; медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием), представляют документы, удостоверяющие их право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении. В заявлении о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом или охотничьего комбинированного оружия указываются сроки владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием (не менее 5 лет) либо сведения о профессиональной деятельности, связанной с охотой. К заявлению прилагается выписка из приказа руководителя организации, ведущей охотничье хозяйство, охотничий или морской зверобойный промысел, о назначении гражданина на соответствующую должность.
В соответствии с п.п. 29, 30 Инструкции по результатам изучения заявления, поступивших материалов и проведенных проверок, при отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, сотрудник лицензионно-разрешительной работы либо лицо, исполняющее такие обязанности, выносит заключение о выдаче лицензии и на заявлении производит запись следующего содержания: «Полагал бы возможным выдать лицензию», которую заверяет личной подписью. Данное заключение согласовывается с руководителем органа внутренних дел или его заместителем – начальником милиции общественной безопасности либо лицами, исполняющими их обязанности. При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий. На основании мотивированного заключения заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного решения.
Действительно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ предусмотрено, что право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют указанные в законе категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия.
Именно данные положения закона в контексте осуждения Максимова Д.В. в 2002 году по ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) явились основанием к отказу вы выдаче истцу лицензии.
Однако, как указал в своем Постановлении Конституционный Суд РФ (Постановление от 29.06.2012 № 16-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 10 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина»), положение ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст.ст. 17, 18, 19 (ч.ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч.ч. 1 и 2), 45, 46 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой оно, не конкретизируя срок запрета на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, совершившими правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия, а также вид юридической ответственности, в связи с которой назначается данная административно-предупредительная мера, в силу своей неопределенности, порождающей возможность неоднозначного истолкования и произвольного применения, позволяет рассматривать ее как установленную в отношении таких граждан бессрочно – вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения, а также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или уголовному наказанию.
Из указанного Постановления Конституционного Суда РФ также следует, что содержащееся в ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ законоположение не определяет срок, в течение которого действует предусмотренный им запрет, равно как и не отсылает к соответствующим нормам законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовного законодательства Российской Федерации, которые устанавливают сроки негативных последствий, связанных с фактом привлечения к ответственности (срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, или срок до снятия или погашения судимости). Бессрочный характер предусмотренной указанным выше законоположением административно-предупредительной меры в совокупности с неопределенностью его правового содержания, не позволяющей однозначно соотнести эту меру с видом юридической ответственности, в связи с которой она назначается, приводит к нарушению конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности допустимых ограничений прав, закрепленных ст.ст. 19 (ч.ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч.ч. 1 и 2) и 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, к умалению конституционных гарантий их государственной, в том числе судебной, защиты в отношении граждан, привлеченных к ответственности за значительно различающиеся по степени общественной опасности и причиняемому вреду правонарушения (например, нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему и незаконное производство и сбыт оружия).
Неопределенность правового регулирования позволяет распространять запрет на приобретение гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом за совершение правонарушений как на лиц, привлекавшихся к административной ответственности, так и на лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (например, за небрежное хранение оружия или незаконную охоту). Во взаимосвязи с положениями административного и уголовного законодательства это означает, что совершившим правонарушение в смысле положения ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ лицо может быть признано на основании вступившего в законную силу акта суда или иного уполномоченного органа публичной власти (должностного лица). При этом данное законоположение не определяет срок, в течение которого действует предусмотренный им запрет, равно как и не отсылает к соответствующим нормам законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовного законодательства Российской Федерации, которые устанавливают сроки негативных последствий, связанных с фактом привлечения к ответственности (срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, или срок до снятия или погашения судимости).
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Таким образом, соответствующие положения ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ не могут распространять свое действие на лиц, судимость в отношении которых погашена либо снята в установленные законом сроки и порядке.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК РФ).
Принимая во внимание правовую позицию ответчика и факт предоставления истцом в уполномоченный орган всех необходимых документов для получения лицензии, что противной стороной в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, а также, учитывая то обстоятельство, что судимость по приговору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Максимова Д.В. снята в 2005 году, суд применительно к вышеуказанным разъяснениям Конституционного Суда РФ находит принятое ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника полиции УМВД России по Смоленской области решение об отказе в выдаче истцу лицензии незаконным.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ порядок оказания государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему установлен Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 5 указанного Административного регламента названная государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Предоставление государственной услуги осуществляется Управлением реализации государственной политики в области оборота оружия ГУОООП МВД России и подразделениями лицензионно-разрешительной работы. Полномочия по принятию решения и подписанию лицензий возлагаются на начальника ГУОООП МВД России, его заместителя, ответственного за данное направление деятельности, начальника УООР ГУОООП МВД России, руководителей территориальных органов МВД России, их заместителей – начальников полиции или заместителей начальников полиции по охране общественного порядка, а также руководителей центров лицензионно-разрешительной работы.
Учитывая наличие у должностных лиц УМВД России по Смоленской области полномочий по выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, суд возлагает на ответчика обязанность по выдаче истцу соответствующей лицензии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение заместителя начальника полиции УМВД России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче Максимову Д.В. лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Обязать УМВД России по Смоленской области выдать Максимову Д.В. лицензию на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий А.С. Киселев
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2012.