Решение по делу № 3а-108/2019 от 03.06.2019

Дело № 3а-108/2019

УИД 210S0000-01-2019-000077-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 года                                                                   г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Стародубцевой Л.И.,

при секретаре судебного заседания Титовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению­­­­­­­­­­­ общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Вертикаль» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3830 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 383000 руб. по состоянию на 01 января 2013года.

Требование мотивировало тем, что общество является собственником вышеуказанного земельного участка. В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 21 января 2019 года составляет 5181185 руб. 70 коп. В связи с возникновением сомнений в достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости относительно данного земельного участка, общество обратилось к независимому оценщику. Согласно отчету от 12декабря 2018 года № О-1541А/2018 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 383000 руб. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над рыночной стоимостью нарушает права административного истца, поскольку увеличивает его налоговые обязательства. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике отклонила заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Одновременно заявили о восстановлении срока на обращение в суд с данным административным иском, указав, что на момент его подачи кадастровая стоимость, полученная при проведении массовой кадастровой оценки 1 января 2013 года, не изменилась.

Представитель административного истца ООО «Вертикаль» Михайлова Н.В. требование поддержала по приведенным в иске основаниям.

Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствова М.Г., Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике Рафикова Ю.Г., администрации Урмарского района Чувашской Республики Кошельков О.М. удовлетворение требования оставили на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, ООО «Вертикаль» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3830 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и обслуживания здания с 20 июня 2018 года.

В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 Налогового кодекса РФ).

Поскольку ООО «Вертикаль» является собственником земельного участка и размер налога на имущество зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

19 декабря 2018 года ООО «Вертикаль» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с отчетом ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы» от 12 декабря 2018 года № О-1541/2018.

Решением комиссии от 18 января 2019 года № 4 заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости было отклонено по мотиву несоответствия оформления и содержания отчета требованиям ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости 3 июня 2019 года.

Сведений о том, что на момент обращения административного истца в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, в материалы дела стороной административного ответчика не представлено и судом не установлено.

В этой связи пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики в 2013 году выполнена ООО «Оценка и Консалтинг» (г. Казань) на основании государственного контракта, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.

По результатам проведенных работ оценщиком составлен отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение от 28 июня 2013 года, выполненное Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков» (г. Москва).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27сентября 2013 года №396 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики, выполненные по состоянию на 01 января 2013 года. В состав указанного нормативного правового акта входили три приложения: Приложение №1 (результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики), Приложение №2 (средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, расположенных на территории Чувашской Республики) и Приложение № 3 (Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Чувашской Республики).

В соответствии с этим Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение № 1), кадастровая стоимость упомянутого выше объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет 5181185,7 рублей.

Согласно представленной стороной административного истца выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка также составляет 5181185,7 руб.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование своего требования административным истцом представлен отчет ООО «Региональный центр оценки и профессиональной экспертизы» от 12 декабря 2018 года № О-1541/2018, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составляет 383000 рублей.

По ходатайству заинтересованного лица администрации Урмарского городского поселения Чувашской Республики определением суда от 11 июля 2019 года назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 3830 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 года.

Согласно выводам эксперта ООО «Институт оценки и консалтинга», изложенным в заключении от 13 сентября 2019 года № Э/19-035 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3830 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 года составляет 704375 руб.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Суд, оценивая представленное заключение эксперта, проведенное по результатам судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Так судебная экспертиза назначена определением суда, в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и который был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, в связи с чем признается судом надлежащим доказательством.

При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 86,41%.

Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 3830 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 года в установленном судебной экспертизой размере – 704375 рублей.

Статьей 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Со дня вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст.4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч.1 ст.3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 1 января 2017 года осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными органами.

На территории Чувашской Республики таким органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.

При этом в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в силу закона.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль».

Восстановить процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3830 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и обслуживания здания, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2013 года в размере 704375 (семисот четырех тысяч трехсот семидесяти пяти) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19декабря 2018 года.

Взыскать с администрации Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью «Институт оценки и консалтинга» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Л.И. Стародубцева

Мотивированное решение составлено 11 октября 2019 года.

3а-108/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Вертикаль"
Ответчики
Кабинет Министров ЧР
Управление "Росреестра"
Другие
Министерство юстиции и имущественных отношений по ЧР
ФГБУ "ФКПФ, кадастра и картографии"
Михайлова Н.В.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
03.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
06.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
03.06.2019Регистрация административного искового заявления
04.06.2019Передача материалов судье
06.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2019Предварительное судебное заседание
02.07.2019Судебное заседание
11.07.2019Судебное заседание
19.09.2019Производство по делу возобновлено
10.10.2019Судебное заседание
28.08.2020Регистрация административного искового заявления
28.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.08.2020Предварительное судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Производство по делу возобновлено
28.08.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее