Дело N 2а-1361/2021
УИД N 13RS0023-01-2021-002606-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 августа 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре Мариной А.С.,
при участии в деле:
административного истца Гармашова А.В., представителя административного истца Шикаева С.В. – нотариальная доверенность от 15.09.2020,
административного ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, его представителя Токарева А.С. – доверенность от 24.02.2021,
заинтересованных лиц: акционерного общества «Орбита» - представитель Шикаев С.В. – нотариальная доверенность от 20.10.2020, Тутуркиной Р.С., Чибиркина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гармашова А. В. к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия об оспаривании решения об отказе в передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другому лицу, возложении обязанности
установил:
Гармашов А.В., действуя через своего представителя Шикаева С.В., подписавшего иск, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее также Минлесхоз Республики Мордовия) о признании незаконным решения об отказе в уступке прав по договору аренды лесного участка, оформленного письмом от 09.03.2021 N 1048, возложении обязанности по выдаче положительного решения.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является арендатором лесного участка на основании договора от 9 апреля 2014 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22 октября 2008 года N 16/8 в отношении части лесного участка.
19 января 2021 года административный истец обратился к ответчику о даче арендодателем согласия на уступку прав по договору аренды лесного участка в пользу АО «Орбита». 9 марта 2021 года исполняющим обязанности Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Гармашову А.В. отказано в передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 16/8 от 22.10.2008 со ссылкой на части 4 и 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административный истец считает указанное решение незаконным и необоснованным, просил суд обязать административного ответчика дать согласие на уступку прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 16/8 от 22.10.2008.
Представитель Гармашова А.В. – Шикаев С.В., выступающий также в качестве представителя заинтересованного лица АО «Орбита», в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объёме.
Минлесхоз Республики Мордовия в отзыве на исковое заявление и его представитель Токарев А.С. в судебном заседании считают исковые требования Гармашова А.В. не подлежащими удовлетворению.
Административный истец Гармашов А.В., заинтересованные лица Тутуркина Р.С. и Чибиркин В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Суд на основании статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что 22 октября 2008 года между Министерством природных ресурсов Республики Мордовия и Чибиркиным В.В. заключен договор аренды лесного участка N 16/8, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,51 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре за №13-2008-05, расположенный: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район Березниковского участкового лесничества, ГУ «Березниковское территориальное лесничество, квартал 235, выдела 8,10,11.
Срок действия договора установлен до 22 января 2056 года.
Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 6 сентября 2013 года Чибиркин В.В. передал Тутуркиной Р.С. права и обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка от 22 октября 2008 года N16/8. Согласно дополнительному соглашению от 3 октября 2013 года к данному договору о передаче прав и обязанностей, часть участка площадью 330 кв.м предоставлена Гармашову А.В. в субаренду до 22.01.2056 на основании договора субаренды части лесного участка от 8 февраля 2011 года.
В дальнейшем, 9 апреля 2014 года, между Тутуркиной Р.С. и Гармашовым А.В. был заключен договор о передаче последнему прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22 октября 2008 года N 16/8 в отношении части лесного участка, согласно которому в настоящее время административному истцу предоставлен в аренду лесной участок площадью 330 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер лесного участка №, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности.
Договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в отношении части лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке.
Гармашов А.В., имея намерение передать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 22 октября 2008 года N 16/8, обратился в Минлесхоз Республики Мордовия с заявлением о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в пользу акционерного общества «Орбита». По результатам рассмотрения названного заявления 9 марта 2021 года исполняющим обязанности Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия письмом за N 1048 отказано в передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 16/8 от 22 октября 2008 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Сторона административного истца считает, что в настоящем споре необходимо учитывать нормы лесного и земельного законодательства, которые не содержат запрета в уступке прав по договору аренды лесного участка. Указанные нормы в данном случае, по мнению стороны истца, имеют приоритет над гражданским законодательством.
Суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 71 Лесного кодекса предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее Гражданский кодекс, ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее Земельный кодекс, ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Соглашение о перенайме представляет собой сделку по передаче договора (статья 392.3 ГК РФ), предусматривает в соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса одновременную передачу бывшим арендатором новому арендатору всех прав и обязанностей по договору аренды и к такой сделке применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Лесное законодательство в соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков; часть 6 статьи 71 Лесного кодекса о том, что победитель конкурса или единственный участник конкурса, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 настоящего Кодекса не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из указанного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду, устанавливающая запрет на уступку права и перевод долга в определенных случаях, была введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ, то есть до обращения Гармашова А.В. в 2021 году в Минлесхоз Республики Мордовия для заключения соглашения о переуступке.
Более того, Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" часть 6 статьи 71 Лесного кодекса была изложена в новой редакции, содержащей запрет сдавать арендованный лесной участок в субаренду, передавать арендатору права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), в случае заключения договора аренды не только посредством конкурса, но и аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
При этом то обстоятельство, что право на заключение договора аренды лесного участка по настоящему делу было реализовано Гармашовым А.В. не путем конкурентных процедур, не отменяет положений части 6 статьи 71 Лесного кодекса в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого решения от 9 марта 2021 года, прямо запрещающей передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Кроме того, к отношениям по уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежат применению правила Лесного кодекса, действовавшие в момент заключения договора аренды – пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 30.06.2021.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса в редакции, действовавшей в 2014 году, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
В период заключения с Гармашовым А.В. договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в отношении части лесного участка от 9 апреля 2014 года действовал Приказ Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, утвердивший порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка. Подпунктом "г" раздела III формы примерного договора было предусмотрено, что арендатор имеет право сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив только с согласия арендодателя.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) внесены изменения, в том числе в статью 71 Лесного кодекса. Частью 4 данной статьи предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. Данный закон вступил в действие с 1 октября 2015 г.
Законом N 206-ФЗ не предусмотрено, что его положения распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Лесным кодексом не были предусмотрены иные, чем в пункте 2 статьи 615 Гражданского кодекса, условия передачи арендатором лесного участка своих прав и обязанностей по договору аренды.
В разделе III договора аренды лесного участка от 22 октября 2008 года N 16/8 (подпункт «е» пункта 12), которым определены права и обязанности сторон, предусмотрено право арендатора уступать свои права и обязанности другим лицам исключительно с согласия арендодателя.
Верховный Суд Российской Федерации, формируя судебную практику,
посчитал ошибочным вывод нижестоящих судов о том, что к отношениям по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, может применяться норма земельного законодательства в актуальной редакции - пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 от 23.12.2020.
Следовательно, в рассматриваемом споре, для заключения соглашения о передаче прав по договору аренды лесного участка требовалось согласие арендодателя.
Суд соглашается с суждением, изложенным в отзыве на административный иск, о том, что дача согласия на заключение арендатором договора перенайма является правом, а не обязанностью арендодателя, а рассматриваемый по настоящему делу административный иск, по своей сути, является требованием о понуждении административного ответчика к реализации его права. При этом административным истцом не представлено нормативно-правового обоснования наличия у Минлесхоза Республики Мордовия безусловной обязанности дать согласие на перенаём арендуемого лесного участка.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Мордовия, органом исполнительной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, является Минлесхоз Республики Мордовия.
В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти, к которым относится Минлесхоз Республики Мордовия, и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
Таким образом, административный ответчик вправе и обязан самостоятельно разрешить вопрос о наличии или отсутствии оснований для
уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.
Применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС Российской Федерации административным ответчиком доказано, что оспариваемое решение принято в рамках предоставленной законом компетенции, при наличии к тому оснований, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; напротив, административный истец не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, утверждения об обратном в административном исковом заявлении и судебном заседании носят предположительный характер, а также основаны на неверном понимании закона, целей и задач правового регулирования лесных отношений; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела не установлена.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований административного иска Гармашова А. В. к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия об оспаривании решения об отказе в передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другому лицу, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2021 года.
Судья А.К. Чибрикин