Материал № 4/1-487/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 25 апреля 2019 года
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Косаревой Н.В., при секретаре Козловой В.Н., с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Айвазова А.М., представителя администрации ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия Феоктистова И.Ю., выступающего в судебном заседании по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия ходатайство осужденного Назарова С.Г., __.__.____ года рождения, отбывающего наказание в УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия, об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания,
установил:
Назаров С.Г. осужден приговором Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2016 года по части 2 статье 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 30 августа 2018 года отказано в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 года отказано в удовлетворении ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 года переведен в колонию-поселение.
Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 января 2019 года постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12 ноября 2018 года отменено, вынесено новое решение о замене неотбытой части наказания по приговору Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 июля 2016 года в виде лишения свободы на принудительные работы на оставшийся срок 1 год 2 месяца 21 день, с удержанием в доход государства 10% заработной платы ежемесячно.
Начало срока отбывания наказания с 14 апреля 2016 года, конец срока отбывания наказания 13 апреля 2020 года.
Осужденный Назаров С.Г. обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, мотивируя свое ходатайство тем, что им отбыто более 1/2 срока наказания, трудоустроен, к работе относится добросовестно, имеет поощрения, при отбывании принудительных работ распорядок дня не нарушает, после вынесения постановления об отказе в условно-досрочном освобождении прошло более 6 месяцев.
Администрацией УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия представлено заключение о не целесообразности условно-досрочного освобождения осужденного в виду не продолжительного времени отбывания наказания в УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по РМ в виде принудительных работ при замене наказания более мягким и ходатайство осужденного об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы в соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство, в отсутствие осужденного Назарова С.Г., согласно его письменного заявления, исследовав материалы личного дела, выслушав мнение представителя администрации УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия, не поддержавшей ходатайство, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении ходатайства осужденного, суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства осужденного отказать по следующим основаниям.
Находясь в СИЗО-№ г. Рузаевка Республики Мордовия допустил 1 нарушение режима содержания, а именно 25 июля 2016 года, за что наказывался в дисциплинарном порядке в виде выговора. Данное взыскание снято и погашено в установленном законом порядке. Поощрений не имел.
Содержась в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с 12 августа 2016 года допустил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что 30 сентября 2016 года наказывался в дисциплинарном порядке. Данное взыскание снято и погашено в установленном законом порядке. Был трудоустроен в качестве швеи. К труду относился добросовестно. С 06 апреля 2018 года переведен на облегченные условия отбывания наказания. На профилактическом учете не состоял. От администрации ИК-№ заслужил 4 поощрения. Последнее поощрение от 20 июля 2018 года в виде благодарности.
В УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по РМ Назаров С.Г. прибыл 23 января 2019 года из ПЧ при ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. С 29 января 2019 года трудоустроен в ООО «ЖКХ Явас» в качестве плотника, к выполнению своих обязанностей относится добросовестно. За период отбывания принудительных работ нарушений установленного порядка отбывания не допускал. Поощрений от администрации УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия не заслужил. На беседы воспитательного характера реагирует правильно, внешне и в быту опрятен. Разовые поручения по благоустройству территории учреждения выполняет добровольно. Иска по приговору суда не имеет.
Согласно части 1 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Согласно части 4.1 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения.
В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный может быть освобожден условно-досрочно, если имеются факты, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.
По смыслу закона, применение условно-досрочного освобождения является правом, а не обязанностью суда. Сам по себе факт отбытия осужденным более 1/2 срока наказания, что может являться основанием для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, еще не влечет обязательное его применение. Факт отбытия необходимой части назначенного срока наказания и наличие поощрений не свидетельствуют однозначно о том, что осужденный стремится доказать свое исправление.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №8 от 21 апреля 2009 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания» (в редакции постановлений Пленума от 23 декабря 2010 г. №31, от 09 февраля 2012 г. №3, от 17 ноября 2015 г. №51), разрешая вопрос об условно-досрочном освобождении, следует учитывать конкретные обстоятельства, тяжесть и характер каждого допущенного осужденным нарушения за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления, данные о снятии или погашении взысканий, время, прошедшее с момента последнего взыскания, последующее поведение осужденного и другие характеризующие его сведения.
Таким образом, при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица, отбывающего назначенное судом наказание, подлежит учету поведение осужденного за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства, соблюдение режима в исправительном учреждении, отношение к трудовой и общественной жизни, осознание осужденным совершенного им преступления, частичное или полное возмещение ущерба, причиненного преступлением. Необходимо принимать во внимание как имеющиеся у осужденного поощрения, так и взыскания, в совокупности оценивать и другие обстоятельства.
Примерное поведение осужденного может свидетельствовать о его исправления лишь в том случае, если такое поведение продолжалось достаточно длительное время.
Судом установлено, что осужденный Назаров С.Г. за весь период отбывания наказания 2 раза допустил нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что 2 раза наказывался в дисциплинарном порядке. Последнее взыскание от 30 сентября 2015 года в виде устного выговора. Данные взыскания сняты и погашены в установленном законом порядке. Имеет 4 поощрения, последнее поощрение от 20 июля 2018 года в виде благодарности. После отказа 30 августа 2018 года Зубово-Полянский районным судом Республики Мордовия в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания поощрений больше не заслужил. С 23 января 2019 года отбывает наказание в УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия в виде принудительных работ при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. За период отбывания принудительных работ нарушений установленного порядка отбывания не допускал, не заслужил ни одного поощрения, хотя по прибытии был трудоустроен.
Суд находит, что применение к осужденному Назарову С.Г. условно-досрочного освобождения является преждевременным, поскольку осужденный за период отбывания наказания, в том числе после отказа в условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в виде принудительных работ не проявил себя с положительной стороны, не заслужил ни одного поощрения, поэтому данные обстоятельства отрицательно характеризуют личность осужденного и свидетельствуют о нестабильно положительном поведении. Таким образом, отсутствие у осужденного Назарова С.Г. взысканий после отказа в условно-досрочном освобождении и за период отбывания принудительных работ не является исключительным обстоятельством, которое возможно расценить как положительно характеризующее его личность, поскольку соблюдение установленного порядка отбывания наказания изначально является прямой обязанностью осужденного.
Названные обстоятельства указывают на то, что отбытый Назаровым С.Г. срок после отказа в условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в виде принудительных работ явно недостаточен для его исправления и свидетельствует о необходимости продолжительного воспитательного воздействия на осужденного для достижения цели его исправления.
В соответствии со ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Следовательно, суд при принятии решения не связан мнением сторон, участвующих в процессе.
Анализ вышеприведенных обстоятельств в их совокупности не позволяет суду прийти к твердому убеждению, что ко времени рассмотрения ходатайства у осужденного Назарова С.Г. окончательно сформировалось уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, как того требует статья 9 УИК Российской Федерации.
Названные обстоятельства указывают на то, что отбытый Назаровым С.Г. срок явно недостаточен для его исправления и свидетельствует о необходимости продолжительного воспитательного воздействия на осужденного для достижения цели его исправления.
При всестороннем изучении данных о личности осужденного, о его поведении, оцененных судом в совокупности с другими характеризующими его признаками, принимая во внимание время, характер и тяжесть допущенных нарушений условий отбывания наказания, оснований считать, что осужденный Назаров С.Г. полностью встал на путь исправления и не нуждается в дальнейшем отбывании наказания, судом не установлено.
Таким образом, суд считает, что осужденный для своего исправления, нуждается в дальнейшем отбывании назначенного судом наказания, поскольку цель наказания - исправление осужденного не достигнута.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 43, 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 396-397, 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
В удовлетворении ходатайства осужденного Назарова С.Г., __.__.____ года рождения, отбывающей наказание в УФИЦ при ФКУ КП-№ УФСИН России по Республике Мордовия, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания - отказать.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение 10 суток со дня его вынесения, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии постановления.
Разъяснить осужденному, что в случае подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления он имеет право ходатайствовать о своем участии при рассмотрении судебного материала судом апелляционной инстанции.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Н.В. Косарева