Решение по делу № 2-1464/2013 ~ М-150/2013 от 23.01.2013

Дело №2-1464/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2013 года     г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи - ЛАНИНОЙ О.А.,

с участием прокурора Нафиковой Г.Ф.,     

при секретаре Ягафаровой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собачкиной И.Л. к Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан о восстановлении на работе, в ранее замещаемой должности; взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, суд

    УСТАНОВИЛ:    

Истец Собачкина И.Л. обратилась в суд с иском к ответчику Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан и просит восстановить ее на работе в ранее замещаемой должности, оплатить время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика моральный вред в размере <данные изъяты> рублей. Свои требования истица мотивирует тем, что она проходила службу в ИФНС г. Стерлитамак с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности государственного налогового инспектора ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности по сокращению штатов. Считает, что увольнение проведено с нарушением закона и с нарушением установленного порядка увольнения с гражданской службы по ФЗ по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ после того, как она обычно пришла на работу, ее вызвали в отдел кадров и безопасности, в 9 часов утра. Истцу было объявлено, что с сегодняшнего дня она уволена по сокращению штатов, затем ей выдали обходной лист. Начальник отдела кадров и безопасности предложила подписать приказ об увольнении с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ, произведенное таким образом увольнение нарушило сразу несколько положений ФЗ №79 «О гражданской службе». В соответствии со ст. 31 п. 7 ФЗ №79 преимущественное право на замещение должности гражданской службы при сокращении штатов имеют работники с более высокой квалификацией и стажем работы. Учитывая опыт и стаж работы свыше <данные изъяты>, считает нарушенным ее право на замещение должностей гражданской службы. На основании ст. 31 ФЗ №79 при сокращении штатов сокращаемому предоставляются имеющиеся свободные вакансии, и в соответствии с требованием ст. 31 п. 4 ФЗ 79 увольнение по сокращению штатов может производиться только в случае отказа работника от предложенных вакансий. Так как вакансии в Межрайонном ИФНС России №3 по РБ есть, то естественно, попросила ознакомить ее с имеющимися вакансиями для продолжения прохождения службы в Межрайонной ИФНС . Также она дала согласие на переподготовку, если это будет необходимо для продолжения службы. Однако все просьбы начальником Отдела кадров и безопасности были проигнорированы, по факту ей вообще не предлагалось никаких вакансий, поэтому при ознакомлении с приказом об увольнении она указала об этом записью в приказе, несмотря на протесты сотрудников Отдела кадров. Она попросила дать ей копию приказа, но выдать отказались, пришлось делать ей официальный запрос. Для получения информации о вакансиях она написала заявление на имя начальника Межрайонной ИФНС , чтобы он обязал нач. отдела кадров предоставить ей свободные вакансии. Ответ получен не был. Сотрудник Отдела кадров ФИО4, зная о наличии вакансий, на фоне личной неприязни, умышленно скрыла от Собачкиной И.Л.эту информацию и проигнорировала данный запрос. Ввиду отсутствия других источников дохода и наличия ребенка, который находится на ее полном иждивении, она находится в очень стесненном материальном положении, поэтому увольнение вызвало страх перед полностью неопределенным будущим. В результате увольнения был причинен существенный моральный вред. Во время процедуры увольнения оказывалось сильное моральное давление со стороны ФИО5 С целью придания видимости соблюдения процедуры законности увольнения в тот же день в 13 часов сотрудником Отдела кадров ей предложено написать акт об отказе от предложенных вакансий. В данном акте ей была сделана запись о том, что ее уволили без предложения свободных вакансий. Она хотела вернуться на рабочее место, но ее не выпускали из кабинета, пока она не подпишет акт. В ответ она сделала заявление, что вызовет полицию, потом ее выпустили. Из-за полученного стресса стали возникать проблемы со здоровьем. На нервной почве провела на больничном листке несколько дней. В соответствии со ст. 70 ФЗ 79 просит о возмещении в денежном выражении причиненного морального вреда <данные изъяты> руб.

Истец Собачкина И.Л. на судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и показала суду, что работает в ИФНС с ДД.ММ.ГГГГ на момент увольнения работала государственным налоговым инспектором в отделе камеральных проверок , уволена по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ №79 « О государственной гражданской службе в Российской Федерации»,т. По сокращению штатов, на день увольнения не предложили вакансии, в ДД.ММ.ГГГГ привлекалась к дисциплинарной ответственности, но приказы не обжаловала. Она имеет высшее экономической образование, не замужем, воспитывает ребенка <данные изъяты>. Он давала согласие на должность государственного инспектора в юридический отдел, он в связи с отсутствием юридического образование было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ее предупредили о предстоящем увольнении, ДД.ММ.ГГГГ предложили должность временную, но согласия или отказ она не давала. Письменного отказа от предложенных должностей она не писала.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан по доверенности Портнова Л.В., начальник отдела кадров и безопасности Межрайонной ИФНС России по РБ по доверенности ФИО4 в судебном заседании просят отказать в удовлетворении иска Собачкиной И.Л. и представили суду письменное возражение, согласно которого в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан» с ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России по Республике Башкортостан реорганизована путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.

Приказом Управления ФНС России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан »утверждена структура инспекции на ДД.ММ.ГГГГ с общей штатной численностью 231 единица, в том числе предельной штатной численностью 204 единицы. Во исполнение приказов ФНС России, Управления ФНС России по Республике Башкортостан, ДД.ММ.ГГГГ государственным гражданским служащим инспекции были выданы под роспись предупреждения о сокращении должностей государственной гражданской службы.

Так, Собачкиной И.Л. было выдано предупреждение о сокращении должностей государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ .

Учитывая, профессиональные знания и навыки Собачкиной И.Л. (на момент предоставления предложения Собачкина И.Л. имела дисциплинарное взыскание – выговор, а также за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей к Собачкиной И.Л. применялись дисциплинарные взыскания (ДД.ММ.ГГГГ была предложена должность специалиста 1 разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Межрайонной ИФНС Росси по Республике Башкортостан на период отпуска по уходу за ребенком ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) с работником (увольнения, освобождения от должности) с ДД.ММ.ГГГГ Собачкиной И.Л.

В ответ на заявление Собакиной И.Л. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении полного списка вакантных должностей Инспекцией письмом от ДД.ММ.ГГГГ ЗГ ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ под роспись были предложены следующие вакантные должности:

- специалист 3 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками ТОРМ (<адрес>;

- специалист 3 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками ТОРМ (<адрес>;

- специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства на период отпуска по уходу за ребенком ФИО7;

- специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства на период отпуска по уходу за ребенком ФИО10

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе» Собачкиной И.Л. предлагалось по выбору работа по служебному контракту в должности государственной гражданской службы на вышеуказанных должностях.

Сообщение в письменном виде о своем согласии /не согласии с вышеуказанными предложениями в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ ею не были представлены.

С приказом от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора (служебного контракта) с работником (увольнения, освобождения от должности) с ДД.ММ.ГГГГ Собачкина И.Л. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для прекращения (расторжения) трудового договора (служебного контракта) с работником (увольнения, освобождения от должности) послужило отсутствие письменного согласия гражданского служащего от предложенных для замещения иных должностей гражданской службы в связи с сокращением численности и должности гражданской службы.

В соответствии со ст. 62 Трудового кодекса РФ выдача копий документов, связанных с работой осуществляется по письменному заявлению работника. Работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

В соответствии с заявлением Собачкиной И.Л от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении было выдано незамедлительно ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись Собачкиной И.Л о получении ДД.ММ.ГГГГ копии приказа.

В соответствии с п.7 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

В Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 г. № 619-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО17 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 4 статьи 25, п.1 ч.1 и ч. 4, 7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», предусматривающая возможность сохранения служебных отношений с государственными гражданскими служащими, имеющими более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, направлена, наряду с предоставлением гарантий таким служащим, на обеспечение государственного органа профессиональными квалифицированными кадрами, согласуется с принципами государственной гражданской службы и правилами ее прохождения и также не может рассматриваться как нарушающая права государственных гражданских служащих.

Разрешение же вопроса о применении указанной нормы в связи с предложением вакантных должностей государственному гражданскому служащему, подлежащему увольнению с связи организационно-штатными мероприятиями, равно как и возложение на представителя нанимателя обязанности предлагать такому служащему все вакантные должности, которые он может занять с учетом установленных критериев (как это предусмотрено для работников по трудовому договору), а также предоставление увольняемому государственному гражданскому служащему права на самостоятельный выбор определенной вакантной должности государственной гражданской службы связано с внесением изменений в действующее правовое регулирование и к компетенции Конституционного Суда РФ, закрепленной в ст. 125 Конституции РФ и ст.3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», не относиться.

Согласно ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Указанное обстоятельство является основанием для увольнения. Собачкина И.Л.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей отказать в иске Собачкиной И.Л., изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении иска Собачкиной И.Л. следует отказать.

Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами:

Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданкой службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также не предоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона).

Предложение должностей является правом нанимателя, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российский Федерации» не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность. От предложенных должностей истица Собачкина И.Л. отказалась при сокращении должности.

Установлено, что Собачкина И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности государственного налогового инспектора в ИМНС России по г. Стерлитамак, что подтверждается трудовым договором и приказом руководителя ИМНС по г. Стерлитамак.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена структура Управления ФНС России по Республике Башкортостан; согласно приказа начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамак РБ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание Межрайонной ИФНС России по РБ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с общей штатной численностью <данные изъяты> единица, в том числе предельной штатной численностью <данные изъяты> единицы.

ДД.ММ.ГГГГ истица письменно предупреждена о сокращении ее должности с ДД.ММ.ГГГГ и для замещения предложены вакантные должности государственной гражданской службы.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истица уволена с гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием послужил отказ гражданского служащего от предложенных для замещения иных должностей гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие норм трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 30 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31,33,38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно – служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышения квалификации.

Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона).

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представителя нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч.5 ст. 31 Федерального закона).

Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше правовых норм следует, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не возлагает на представителя нанимателя обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность.

Указанный закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.

Увольнение истца с гражданской службы было проведено в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ » и основании для удовлетворения исковых требований не имелось.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судам Российской Федерации ТК РФ» ст. 27 при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, выборного коллегиального органа профсоюзной организации структурного подразделения организации (не ниже цехового и приравненного к нему), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие

Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Собачкиной И.Л., в связи с тем, что нарушений норм трудового законодательства и ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» со стороны работодателя Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан не выявлено.

Процедура увольнения Собачкиной И.Л. не нарушена.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.392 ТК РФ, ст.ст.56, 152, 98,194-199 ГПК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судам Российской Федерации ТК РФ», согласно Федерального закона от 27.07.2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Собачкиной И.Л. к Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан о восстановлении на работе, в ранее замещаемой должности; взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РБ через Стерлитамакский городской суд в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: подпись. Ланина О.А.

Копия верна судья: Ланина О.А.

Секретарь: Ягафарова З.Р.

2-1464/2013 ~ М-150/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Собачкина Ирина Леонидовна
Ответчики
ИФНС
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Ланина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
23.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2013Передача материалов судье
28.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2013Судебное заседание
26.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее