Решение по делу № 2-205/2019 ~ М-115/2019 от 28.02.2019

Дело № 2-205/2019

УИД66RS0032-01-2019-000175-59

Решение изготовлено

в окончательной форме

27 мая 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2019 года г. Кировград

Кировградский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Корюковой Е.С.,

при секретаре Нафиковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Антонова С.В. обратилась в Кировградский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии. В обоснование иска указала следующее: 12 декабря 2018 года истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области с заявлением о признании права на досрочное назначение страховой пенсии. Решением ответчика от 24 января 2019 года ей было отказано в назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием специального трудового стажа. При этом специальный трудовой стаж, принятый к зачету составил 19 лет 4 месяца 5 дней. Ответчик не принял к зачету следующие периоды работы: с 23 июля 1993 года по 06 ноября 1997 года, с 05 октября 1998 года по 17 октября 1998 года, с 17 декабря 1998 года по 19 декабря 1998 года, с 15 марта 2004 года по 17 марта 2004 года, с 15 октября 2004 года по 18 ноября 2004 года, с 05 сентября 2005 года по 10 сентября 2005 года, с 15 ноября 2006 года по 24 ноября 2006 года, с 24 октября 2008 года по 27 декабря 2008 года, с 01 августа 2009 года по 30 ноября 2010 года. С решением ответчика об отказе в назначении страховой пенсии досрочно не согласна, так как в указанные периоды работала педагогом, в связи с чем, просит включить в специальный стаж указанные периоды работы и признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии.

В судебном заседании истец Антонова С.В. поддержала заявленные требования, дополнительно суду пояснила, что весь спорный период работала педагогом. Стаж, принятый к зачету составил 19 лет 4 месяца 5 дней. В стаж не был включен период ее работы в должности воспитателя и учителя начальных классов в детском доме с 1993 года по 1997 год по причине того, что в наименование учреждения входило слово «комплекс». При этом деятельность детского дома не менялась, работу осуществляла на полную ставку. В период с 22.02.1995 года по 31.08.1995 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, но считает, что данный период так же подлежит зачету. Кроме того, ответчиком не были включены периоды прохождения ею курсов повышения квалификации, тогда как она была направлена на повышение квалификации по инициативе работодателя и за ней сохранялось рабочее место. 01.08.2009 года произошла реорганизация школы №12, путем присоединения к школе №4. При этом тарификация предыдущей нагрузки сохранялась до 01.09.2009 года, соответственно август 2009 года должен был быть включен в специальный стаж. С 01.09.2009 года по 30.11.2010 года она работала в школе №4 организатором внеклассной работы -0,25 ставки и педагогом дополнительного образования на 1 ставку и учителем на 0,03 ставки. Суммарно, она вырабатывала педагогическую нагрузку, в связи с чем, полагает, что указанный период так же подлежит включению в специальный стаж. Просила назначить ей пенсию досрочно, со дня обращения за назначением пенсии.

Представитель ответчика Галимулина А.Р., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям. 12.12.2018г. Антонова С.В. обратилась за назначением ей пенсии досрочно. С учетом дополнения от 14 февраля 2019 года к решению № 1868432/18 от 24.01.2019 стаж Антоновой С.В., принятый к зачету, составляет 19 лет 4 месяца 5 дней. Обоснованно не зачтены в специальный стаж указанные истцом периоды работы по следующим основаниям:

- с 23.07.1993 по 06.11.1997- период работы в качестве воспитателя, учителя начальных классов Верхнетагильского комплекса детский дом-школа № 25, Верхнетагильский комплекс государственного образовательного учреждения детский дом № 25 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный период не подлежит зачету в специальный стаж, так как наименование учреждения не соответствует «Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей» от 29.10.2002 г. №781. Наименование учреждения «комплекс государственного образовательного учреждения детский дом» списком не предусмотрен. Кроме того, в данный период имел место отпуск по уходу за ребенком с 22.02.1995 по 31.08.1995 год, который в соответствии с законом «О внесении и дополнении в Кодекс законов о труде РФ» с 06.10.1992 года не может быть включен в специальный стаж работы.

- с 05.10.1998 по 17.10.1998, с 17.12.1998 по 19.12.1998, с 15.03.2004 по 17.03.2004, с 15.10.2004 по 18.11.2004, с 05.09.2005 по 10.09.2005, с 15.11.2006 по 24.11.2006, с 24.10.2008 по 24.10.2008, с 27.12.2008 по 27.12.2008 - курсы повышения квалификации. Данные периоды не подлежат включению в специальный страховой стаж, поскольку Правила от 11.07.2002 г. № 516 не предусматривают включение периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации.

-     с 01.08.2009 по 30.11.2010- в качестве педагога дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» также не может быть засчитан в льготный период работы истца поскольку истцом представлена справку МАОУ СОШ № 4 от 27.02.2019 № 133 из которой следует, что с 01.08.2009 года по 25.08.2009 года Антонова С.В. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, с 26.08.2009 по 31.08.2009 замещала 1 ставку заместителя директора и 0,72 ставки учителя. С 01.09.2009 занимала 1 ставку педагога дополнительного образования и 0,33 ставки учителя информатики, с 01.09.2010 года - 1 ставку педагога дополнительного образования и 0,03 ставки учителя информатики. В соответствии с Правилами № 781 в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке, начиная с 01.09.2000 года при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. При этом суммирование нормы рабочего времени по основному и другим местам работы осуществляется при условии работы в должностях и учреждениях, указанных в Списках. Согласно Постановлению Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 года "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений установлена нагрузка 18 часов в неделю, которую истец не выполняла. Поскольку МОУ СОШ № 4 не является учреждением дополнительного образования для детей, то работа в качестве педагога дополнительного образования в соответствии с п. 3 Правил № 781, к зачету в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости не подлежит, суммирование нормы рабочего времени осуществляется только по должности учитель.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности между собой, суд полагает иск Антоновой С.В. подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. "м") и 3 (абзац 1) постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее Правила N 781).

Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее Список N 463); Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее Список N 1397).

Таким образом, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в Управление с заявлением о назначении пенсии (Список N 781 и Правила N 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца ( Список N 463).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Списком N 463 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа учителя, воспитателя в детских домах всех типов и наименований.

В соответствии со Списком N 781 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются учителя в общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии; детский дом-школа.

Из материалов дела следует, что 12 декабря 2018 года истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области, представив документы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от № 1868432/18 от 24 января 2019 года истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа; специальный трудовой стаж истца, принятый к зачету составил 12 лет 08 месяцев 07 дней, страховой стаж составляет 28 лет 0 месяцев 18 дней. С учетом дополнительного решения ответчика, стаж принятый к зачету, составил 19 лет 4 месяца 05 дней.

При этом, из специального стажа ответчиком, в том числе, были исключены период работы истца с 23.07.1993 года по 06.11.1997 год в качестве воспитателя, учителя Верхнетагильского комплекса государственного образовательного учреждения детский дом № 25 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденному Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Исходя из указанных выше списков, такое наименование учреждения как "Верхнетагильский комплекс государственного образовательного учреждения детский дом № 25 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" ни одним из указанных Списков, действительно, не предусмотрено.

Однако, в соответствии, как со Списком № 781, так и со Списком № 463, действовавшем в спорный период работы истца, право на получение пенсии имели педагоги в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей обладают воспитатели и учителя детских домов всех типов и наименований.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Согласно справки №1498 от 10.12.2018г. ГКОУ СО «Верхнетагильский детский дом-школа», с момента образования и по 31.12.1992 г. Верхнетагильская школа-интернат № 25 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлась структурным подразделением городского отдела народного образования г. Кировграда.

С 01.09.1990г. по 31.08.1991г. на основании решения Кировградского Совета народных депутатов № 122 от 24.05.1990 г. Верхнетагильская школа-интернат № 25 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имела название Верхнетагильский детский дом № 25, средняя школа № 13.

С 01.09.1991 г. на основании решения № 198 от 14.06.1991 г. Кировградского Совета народных депутатов Верхнетагильский детский дом № 25, средняя школа № 13 изменила название и по 15.02.1995 г. именовалась Верхнетагильский комплекс детский дом-школа.

С 01.01.1993 г. на основании Приказа № 104-д от 22.12.1993 г. приобрела статус юридического лица.

С 16.02.1995 г. на основании Постановления главы местного самоуправления г. Верхний Тагил № 33 от 16.02.1995 г. принят Устав учреждения и по 28.05.1998 г. Верхнетагильский комплекс детский дом-школа имел название «Верхнетагильский комплекс государственного образовательного учреждения детский дом № 25 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средняя школа № 13» (Свидетельство о государственной регистрации IY-КИ №432 от 16.02.1995г.)

С 29.05.1998 года внесены изменения в Устав и на основании Постановления № 226 от 29.05.1998 года главы администрации Муниципального образования г. Верхний Тагил «Верхнетагильский комплекс государственного образовательного учреждения детский дом № 25 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средняя школа № 13» сменил название на «Верхнетагильское государственное образовательное учреждение детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Свидетельство о государственной регистрации 1У-КИ №432/1 от 29.05.1998г.)

С 04.03.2005 года на основании Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.07.2004г. №07-д, «Верхнетагильское государственное образовательное учреждение детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переименовано в «Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа».

С 30.11.2006 г. на основании Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа» переименовано в Государственное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом- школа» (Свидетельство за государственным регистрационным номером 2069621029949 от 30.11.2006г.)

С 02.09.2011г. на основании Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Государственное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа» на основании Постановления Правительства Свердловской области от 25.05.2011 года № 588-ПП «О создании государственных казённых образовательных учреждений Свердловской области наделении Министерства общего и профессионального образования Свердловской области полномочиями учредителя подведомственных государственных казённых и бюджетных учреждений Свердловской области» и Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 12.08.2011 г. № 39-д переименовано на Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа» (Свидетельство за государственным регистрационным номером 2116621014904 от 01.09.2011г.)

С 01.02.2016г. на основании Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнетагильский детский дом-школа» на основании Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24.12.2015 г. № 661-д «О переименовании и внесении изменений в уставы государственных казенных образовательных учреждений Свердловской области» переименовано на Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнетагильский детский дом-школа» (Свидетельство за государственным регистрационным номером 2169658207244 от 28.01.2016г.)

Доказательств того, что цели и задачи данного учреждения после переименования изменились, материалы дела не содержат (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно Устава «Верхнетагильский комплекс государственного образовательного учреждения детский дом № 25 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средняя школа № 13», действовавшего с 16.02.1995 года по 28.05.1998 года следует, что характер профессиональной деятельности истца после переименования учреждения, работа в котором позже порождала возникновение у Антоновой С.В. право на досрочное пенсионное обеспечение не изменился. Указание в наименовании образовательного учреждения слова «комплекс» статус образовательного учреждения не меняет и не исключает право истца на включение данного периода в специальный стаж.

При установлении обстоятельств тождественности профессиональной деятельности, выполняемой истцом после изменения наименования учреждения, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, спорный период подлежит включению в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При этом в указанный период работы истца имел место отпуск по уходу за ребенком с 22.02.1995 года по 31.08.1995 года, который в соответствии с законом «Овнесении и дополнении в Кодекс законов о труде РФ» от 25.09.1992 г. № 3542-1 с 06.10.1992 года не может быть включен в специальный стаж работы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (27) в льготный стаж включается отпуск по уходу за ребенком, оформленный до 6 октября 1992г.

Соответственно подлежит зачету период работы истца с 23.07.1993 года по 21.02.1995 года и с 01.09.1995 года по 06.11.1997 года за исключением период отпуска по уходу за ребенком.

Довод ответчика об отсутствии оснований для зачета в специальный стаж периодов работы истца: с 05.10.1998 года по 17.10.1998 год, с 17.12.1998 года по 19.12.1998 год, с 15.03.2004 года по 17.03.2004 год, с 15.10.2004 года по 18.11.2004 год, с 05.09.2005 года по 10.09.2005 год, с 15.11.2006 года по 24.11.2006 год, 24.10.2008 года, 27.12.2008 года, нахождение на курсах повышения квалификации, суд так же отклоняет.

В соответствии со справкой №771 от 18.01.2019 года МАОУ СОШ №4 Антонова С.В. с 17.11.1997 года по 31.08.2000 год работала в должности учителя начальных классов Верхнетагильской неполной средней школы №12. с 01.09.2000 года по 26.02.2007г. работала заместителем директора по воспитательной работе в той же школе, с 22.05.2007 года по 15.08.2007 года учителем информатики, с 16.08.2007 года по 31.07.2009 года заместителем директора по воспитательной работе в том же учебном учреждении. В периоды: с 05.10.1998 года по 17.10.1998 год, с 17.12.1998 года по 19.12.1998 год, с 15.03.2004 года по 17.03.2004 год, с 15.10.2004 года по 18.11.2004 год, с 05.09.2005 года по 10.09.2005 год, с 15.11.2006 года по 24.11.2006 год, 24.10.2008 года, 27.12.2008 года Антонова С.В. находилась на курсах повышения квалификации, согласно указанных приказов.

Систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника, наличие специального образования является необходимым условием на занятие педагогической деятельностью (ст. ст. 46, 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", ратификация которой состоялась 27.05.2014, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.

Согласно приведенной Конвенции, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Таким образом, работнику, направленному на обучение и повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям.

Из материалов дела следует, что в спорные периоды с 05.10.1998 года по 17.10.1998 год, с 17.12.1998 года по 19.12.1998 год, с 15.03.2004 года по 17.03.2004 год, с 15.10.2004 года по 18.11.2004 год, с 05.09.2005 года по 10.09.2005 год, с 15.11.2006 года по 24.11.2006 год, 24.10.2008 года, 27.12.2008 года, истец находилась на курсах повышения квалификации. При этом периоды работы, предшествующие направлению истца на курсы повышения квалификации по решению ответчика включены в специальный стаж дающей право на досрочное назначение пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Исходя из приведенных выше норм, периоды учебных отпусков и периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Поскольку период учебных отпусков и период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные учету и курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14.06.2006, определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.

Исковые требования истца о включении периода ее работы с 01.08.2009 года по 31.08.2009 года суд так же находит обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из трудовой книжки истца, с 01 августа 2009 года Антонова С.В. была переведена на должность педагога дополнительного образования, учителя МОУ СОШ №4. При этом, согласно выписки из приказа №77 от 31.07.2009г. МОУ СОШ №4, на период с 01.08.2009 года по 31.08.2009 года педагогам, которые были зачислены в штат образовательного учреждения, в связи с реорганизацией путем присоединения МОУ СОШ №12, сохранена тарификация которая была установлена на 01.07.2009 года.

Согласно справки МАОУ СОШ №4 от 18.01.2019г. по состоянию на 01.07.2009 год Антонова С.В. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ №12 на полную ставку. При этом периоды работы истца в должности заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ №12 с 28.12.2008 года по 31.07.2009 год по решению ответчика включены в специальный стаж дающей право на досрочное назначение пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении периода ее работы с 01.09.2009 года по 30.11.2010 год - в качестве педагога дополнительного образования, учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Указанный Список применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка. - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В п. 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно указанного Списка, в графе «Наименование учреждений» в числе образовательных учреждений предусмотрены школы всех наименований (пункт 1.1.) В то же время, должность педагога дополнительного образования предусмотрена Списком в пункте 2 в графе «Наименование должностей» при работе в такой должности в учреждениях дополнительного образования детей различных наименований.

Поскольку МОУ СОШ № 4 не является учреждением дополнительного образования для детей, то работа в качестве педагога дополнительного образования в соответствии с п. 3 Правил № 781, зачету в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости не подлежит; суммирование нормы рабочего времени осуществляется только по должности учитель.

Кроме того, в соответствии с Правилами № 781 в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке, начиная с 01.09.2000 года при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. При этом суммирование нормы рабочего времени по основному и другим местам работы осуществляется при условии работы в должностях и учреждениях, указанных в Списках.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 191 от 03.04.2003 года "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений установлена нагрузка 18 часов в неделю.

Из справки МАОУ СОШ № 4 от 27.02.2019 № 133 следует, что Антонова С.В. с 01.09.2009 года занимала 1 ставку педагога дополнительного образования и 0,33 ставки учителя информатики, с 01.09.2010 года - 1 ставку педагога дополнительного образования и 0,03 ставки учителя информатики. Соответственно истец не выполняла норму рабочего времени в должности учителя. Учитывая изложенное период работы истца в должности педагога дополнительного образования, учителя с 01.09.2009 года по 30.11.2010 год не подлежит зачету в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Принимая во внимание, что с учетом периодов, включенных как ответчиком, так и судом, специальный стаж истца на соответствующих видах работ составил менее необходимых 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», следовательно, обязанности у пенсионного органа назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости на дату обращения за ней 12.12.2018, не возникла.

В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требования о признании за Антоновой С.В. права на досрочную трудовую пенсию с 12.12.2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоновой С.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхнем Тагиле Свердловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить частично.

Включить Антоновой С.В. в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, следующие периоды: с 23.07.1993 года по 21.02.1995 год, с 01.09.1995 года по 06.11.1997 год, с 05.10.1998 года по 17.10.1998 год, с 17.12.1998 года по 19.12.1998 год, с 15.03.2004 года по 17.03.2004 год, с 15.10.2004 года по 18.11.2004 год, с 05.09.2005 года по 10.09.2005 год, с 15.11.2006 года по 24.11.2006 год, 24.10.2008 года, 27.12.2008 года, с 01.08.2009 года по 31.08.2009 год.

В остальной части исковые требования Антоновой С.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.С. Корюкова

2-205/2019 ~ М-115/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Антонова Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. В. Тагиле СО
Суд
Кировградский городской суд Свердловской области
Судья
Корюкова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
kirovgradsky--cvd.sudrf.ru
28.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2019Передача материалов судье
04.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2019Подготовка дела (собеседование)
29.03.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.04.2019Предварительное судебное заседание
22.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2019Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее