№ 12-230/2017
РЕШЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Самарина А.И.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,
рассмотрев 06 декабря 2017 года в с. Выльгорт в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» на постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 04 октября 2017 года,
установил:
Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 04 октября 2017 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в Сыктывдинский районный суд с жалобой. В обоснование доводов жалобы указано, что решениями арбитражных судов все права и обязанности по использованию лесов перешли к первоначальному арендатору – ООО «СЛПК», в том числе и по соблюдению лесного законодательства в части проведения мероприятий по устройству противопожарных минерализованных полос вокруг оставленной и не вывезенной древесины прежним арендатором (Обществом) в пожароопасный период. Оставленная в местах использования лесов и не окольцованная противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра древесина в квартале 109 выделе 18, делянке 1 Пажгинского участкового лесничества находилась до момента ее обнаружения при осмотре мест рубок с периода окончания заготовки, то есть с начала апреля 2016 года, следовательно срок давности привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1ст. 8.32 КоАП РФ, истек
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кирушев Н.В. на требованиях жалобы настаивал, просил постановление отменить, производство по административному делу прекратить, поскольку истекли сроки давности привлечения Общества к административной ответственности, при этом вину в несоблюдении требований лесного законодательства и не обеспечении в случае оставления древесины на местах рубок соблюдения п. 19 Правил пожарной безопасности, признал. Также Кирушев Н.В. просил объединить административные дела № 12-230/2-17 (постановление о привлечении к административной ответственности № 277 от 04.10.2017) и № 12-228/2017 (постановление о привлечении к административной ответственности № 279 от 04.10.2017) в одно производство с назначением одного, более строго наказания.
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении – начальник Управления лесного хозяйства, главный государственный лесной инспектор Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Шевелев С.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на жалобу, в котором указал на отсутствие оснований для изменения вынесенного постановления.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влекущее наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной выше статьи Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно- оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с частью 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с пунктом 5 Правил мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Подпунктом "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 № 161 (далее – Приказ).
Частью 1 приложения 2 Приказа установлены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса при заготовке древесины в многолесных субъектах РФ (площадь земель лесного фонда свыше 30% от обшей площади субъекта РФ).
Согласно пункту 5 приложения 3 Приказа в случае, если лицу, использующему леса в пределах одного субъекта Российской Федерации, представлено два или более лесных участков, не имеющих общих границ, либо в случае, если использование лесов одним лицом, использующим леса, осуществляется на основании двух или более правоустанавливающих документов независимо от вида и объема использования лесов, пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря может формироваться как для каждого участка в отдельности, так и один на несколько участков с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара. Укомплектование единого пункта сосредоточения противопожарного инвентаря для нескольких арендованных лесных участков осуществляется исходя из суммарной площади данных участков, согласно нормативам, установленным настоящим приказом. Укомплектование пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на лесном участке, предоставленному лицу для нескольких видов использования лесов, осуществляется согласно нормативам, которые являются наибольшими из установленных по данным видам использования лесов.
В целях осуществления заготовки древесины на территории Республики Коми предприятие ООО «Северо-Западный лесной терминал» использует лесные участки на основании договора, заключенного 01 июня 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 25 от 22.04.2008, в соответствии с которым ООО «Сыктывдинский лесопромышленный комбинат» передает, а ООО «Северо-западный лесной терминал» принимает права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка, расположенного на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» Шыладорское участковое лесничество квартала 116-188, 154-155, 184-192, 207-210, 234-242, 285-292, 332-339, 383-390, 404-405, 433-453, 4585-501, 512-517, 528-535, 544-617 площадью 41523, 00 га, Пажгинское участковое лесничество 1-10, 17-26, 33-54, 65-88, 101-115, 129-145, 157-166, 178-187, 200-211, 222-223, 116-126, 146-150, 188-189, 234-237, 244-251, 254-261 площадью 39885,00 га. Вид использования лесов – заготовка древесины.
27.06.2017 должностными лицами ГУ «Сыктывдинское лесничество» был проведен осмотр места лесосеки в кв. 109 дел. 1 выд. 18 Пажгинского участкового лесничества.
В ходе осмотра лесосеки в кв. 109 дел. 1 выд. 18 Пажгинского участкового лесничества выявлено нарушение лесного законодательства: оставлена древесина в объеме 50 куб.м., частично собранная в штабеля и в разбросанном виде, минерализованной полосой не окольцована, а также древесина в объеме 89 куб. м. находится на пасеках в разбросанном виде.
В период использования лесов с 12.11.2015 по 11.11.2016 по лесной декларации от 27.10.2015 лицом, использующим лесной участок по договору аренды от 22.04.2008 № 2 являлось ООО «Северо-Западный лесной терминал», которое проводило работы по вырубке лесных насаждений на указанном выше участке лесного фонда. ООО «Северо-Западный лесной терминал» являясь лесопользователем было обязано при осуществлении своей хозяйственной деятельности соблюдать требования лесного законодательства и следовательно обеспечить в случае оставления древесины на местах рубок соблюдение п. 19 Правил пожарной безопасности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривая акт, которым лицо привлечено к административной ответственности, не предоставил суду доказательств, свидетельствующих о соблюдении им Правил пожарной безопасности при осуществлении деятельности в лесах.
При этом необходимо отметить, что обеспечение пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасности в лесах, является одной из важнейших функций государства. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные лица организаций, а также граждане обязаны постоянно создавать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Поскольку пожары влекут за собой большие человеческие жертвы, причиняют вред здоровью людей и огромный материальный ущерб, самым негативным образом влияют на экологическую обстановку в стране.
По убеждению суда, факт совершения ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с достоверностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе актами осмотра лесосеки от 27.06.2017.
Таким образом, обоснованность привлечения ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений у суда не вызывает.
Утверждение в жалобе о том, что срок давности привлечения ООО «Северо-Западный лесной терминал» истек, по мнению суда является не состоятельным, поскольку согласно абзацу 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Довод об объединении дел об административных правонарушениях в рамках одного производства с вынесением одного постановления, по мнению суда является также не состоятельным, поскольку согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Из толкования положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что она применяется при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть ситуации, когда одним и тем же действием (бездействием) лицо единовременно нарушает разные правовые нормы, совершая тем самым различные по объективной стороне административные правонарушения, ответственность за которые придусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Особенной части Кодекса.
Таким образом, основным условием для применения данного правила назначения наказания является совершение лицом одного действия (бездействия) содержащего составы различных правонарушений.
Из материалов дела следует, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» допущено при заготовке древесины в лесах несколько самостоятельных административных правонарушений, объективная сторона которых различна: объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ является нарушение правил заготовки древесины; объективная сторона правонарушения по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах, то есть правонарушения совершены не одним действием (бездействием), а разными действиями и в различное время, хотя и выявленные в ходе осмотров делянок 27.06.2016.
Следовательно, каждое из указанных действий является самостоятельным и в данном случае имело место совершение разных правонарушений, за каждое из которых предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения дел об административных правонарушениях в рамках одного производства с вынесением одного постановления не имеется, поскольку каждое нарушение, за которое юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 и части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельным постановлением должностного лица, образует самостоятельное событие административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, наказание ООО «Северо-Западный лесной терминал» назначено с учетом вышеуказанных требований, соответствует характеру совершенного обществом правонарушения, объектом которого является порядок использования лесов, а также общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, цели административного наказания.
Принципы привлечения юридического лица к административной ответственности, закрепленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, соблюдены, постановление вынесено на основании достоверно установленных обстоятельств в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, что свидетельствует о законности принятого решения и отсутствии нарушений права юридического лица на справедливое и объективное рассмотрение дела.
При этом в связи с отсутствием как обстоятельств, отягчающих административную ответственность, так и обстоятельств, смягчающих ответственность, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обоснованно назначено наказание в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в минимальном размере.
Таким образом, суд не находит оснований для отмены, либо изменения постановления об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 04 октября 2017 года, которым юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения и (или) получения копии решения.
Судья А.И. Самарин