Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-91/2013 ~ М-79/2013 от 29.03.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2013 года Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Лустовой Н.В.,

с участием представителя истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края - Сташкевич Е.А., по доверенности от

представителя ответчика – администрации Успенского сельсовета, его главы – Азаровой И.И.,

представителя третьего лица администрации Ирбейского района – Алексеевой А.А., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре - Зензиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в порядке ст. 46 ГПК РФ к администрации Успенского сельсовета о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Успенского сельсовета, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в Ирбейский районный суд с иском к администрации Успенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края о возложении обязанности в двухмесячный срок по ликвидации несанкционированной свалки на территории Успенского сельсовета, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Требования мотивируя тем, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа», действующего на основании государственного контракта от 27.07.2012 №29/2012 об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края. На основании предоставленной информации на территории <адрес> был обнаружен объект с нарушениями организационно-правового характера, с отсутствием разрешающей документации, а именно: сельская свалка д<адрес>, географическое расположение объекта: <адрес><адрес>. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего момента не определён класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Объект расположен на землях муниципального образования, решение об отводе земель отсутствует. Истец просит суд обязать администрацию Успенского сельского совета в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать свалку бытовых отходов, а также организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета.

В судебном заседании представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Сташкевич Е.А. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика администрации Успенского сельсовета Ирбейского района Азарова И.И. в судебном заседании исковые требования признала полностью, пояснив, что работа в данном направлении ведется, данная свалка убиралась неоднократно, мусор с территории сельсовета не вывозится, баков для его сбора нет.

Представитель третьего лица администрации Ирбейского района Алексеева А.А. считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В ст. 150 ГПК РФ закреплено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

На территории Красноярского края, в силу п.3,6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п, на данную Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено, что сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Закона).

Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву. Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого -и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Также статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.

В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст) сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест иx образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГOCTa).

Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей ретенцией.

Судом установлено, что на основании предоставленной информации на ДД.ММ.ГГГГ Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа», действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории муниципального образования Успенского сельсовета была обнаружена сельская свалка, географическое расположение объекта: <адрес><адрес>. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего момента не определён класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Объект расположен на землях муниципального образования, решение об отводе земель отсутствует. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются анкетой, составленной главой Успенского сельсовета, направленной в адрес Государственного центра Природы, где глава сельсовета указала на наличие свалки, её местонахождение и принадлежность сельскому совету. Указанная свалка находится в границах Успенского сельсовета. Сельсоветом не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Таким образом, администрацией Успенского сельского совета <адрес> Красноярского не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза -(транспортировке) бытовых и промышленных отходов, свалка отходов не ликвидирована, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков или лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе вред природному объекту.

В силу ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация Успенского сельсовета <адрес> на земельном участке сельскохозяйственного назначения разместила несанкционированную свалку бытовых отходов, т.е. использовала земли сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению, т.е. земельный участок служит не для сельскохозяйственного использования.

Между тем, в соответствии с ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают воздействия на человека.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита его прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать администрацию Успенского сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать свалку бытовых отходов, а также организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Успенского сельсовета - удовлетворить.

    Обязать администрацию Успенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления данного судебного решения в законную силу, ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на своей территории.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                        Н.В.Лустова

2-91/2013 ~ М-79/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Служба по контролю в сфере природопользования
Ответчики
администрация Успенского сельсовета
Суд
Ирбейский районный суд Красноярского края
Судья
судья Лустова Н.В.
Дело на странице суда
irbey--krk.sudrf.ru
29.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2013Передача материалов судье
29.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2013Судебное заседание
29.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015Дело оформлено
13.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее