РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2019 года город Москва
Кузьминский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Матлиной Г.А., при секретаре Симаковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5036/19 по иску фио к фио о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Коннов И.С. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Судаковой И.Ю. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование исковых требований указал, что дата между ним и ответчиком было заключено финансовое соглашение, согласно которому в срок дата стороны обязуются заключить договор купли-продажи объекта недвижимости в виде земельного участка, расположенного по адресу: адрес, квартал 24, кадастровый номер 50:23:0050181:107, общей площадью 1 000 кв.м. Согласно п. 4 соглашения он передал Судаковой И.Ю. в качестве обеспечительного платежа денежные средства в размере сумма Однако до дата письменного предложения заключить основной договор от нее не поступило, следовательно, обязательства прекратились дата. Просит суд взыскать неосновательное обогащение в размере сумма, а также проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере сумма
Истец Коннов И.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Представитель истца Коннова И.С. по доверенности Образцов П.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Судакова И.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена.
Представитель ответчика Судаковой И.Ю. по доверенности Джалилов М.М. в судебном заседании возражала против иска, пояснила, что указанные деньги возврату не подлежат, поскольку задаток это императивная норма, в случае нарушения со стороны покупателя задаток остается у продавца.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя истца Образцова П.А., возражения представителя ответчика Джалилова М.М., показания свидетеля Николаева А.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дата между Конновым И.С. и Судаковой И.Ю. было заключено финансовое соглашение, согласно которому в срок дата стороны обязуются заключить договор купли-продажи объекта недвижимости в виде земельного участка, расположенного по адресу: адрес, квартал 24, кадастровый номер 50:23:0050181:107, общей площадью 1 000 кв.м.
Согласно п. 4 соглашения он передал Судаковой И.Ю. в качестве обеспечительного платежа денежные средства в размере сумма
Согласно пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В пункте 4 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению сторон задатком может быть обеспечено исполнение обязательства по заключению основного договора на условиях, предусмотренных предварительным договором (статья 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 49, задаток по предварительному договору, который выдан лицом, обязанным совершить платеж (платежи) по основному договору, зачисляется в счет цены по заключенному основному договору (пункт 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установленная соглашением сторон обязанность уплатить задаток до возникновения основного обязательства, не позволяет оценивать такой договор иначе как предварительный.
В силу пункта 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, получившая задаток, обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка, если она несет ответственность за неисполнение договора.
Толкование указанной нормы в совокупности с правилами статей 330, 393 - 394, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разграничивающими неисполнение обязательства и его ненадлежащее исполнение, позволяет заключить, что взыскание задатка в двойном размере как форма имущественной ответственности реализуется лишь в случае неисполнения обеспеченного задатком обязательства.
В то же время ненадлежащее или частичное исполнение обязательства стороной, получившей задаток, исключает возможность применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4 статьи 429 Кодекса).
Пунктом 13 финансового соглашения, стороны договорились о заключении основного договора купли-продажи в срок до дата.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от дата № 38-КГ15-7, обязательство устанавливается для того, чтобы оно было исполнено. До тех пор пока обязательство не нарушено ни одной из сторон, оно должно исполняться в точном соответствии с его содержанием. Эта обязанность возлагается на обе стороны в обязательстве.
Не только одна сторона обязана надлежаще исполнить обязательство, но и другая сторона не вправе уклониться от принятия производимого надлежащего исполнения. Такое обязательство предполагает определенное сотрудничество между сторонами, обусловленное взаимностью обязательства.
Сторона, нарушившая это требование, лишается права на применение к другой стороне санкций. Надлежащее исполнение обязательств по предварительному договору состоит в совершении его сторонами действий, направленных на заключение основного договора, результатом которых является его заключение в обусловленных срок, в связи с чем незаключение основного договора всегда есть результат нарушения кем-либо из сторон предварительного договора принятых на себя обязательств по заключению основного договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Нарушение какой-либо из сторон или обеими сторонами условий предварительного договора возможно как в результате виновных действий в форме уклонения от заключения основного договора, так и в результате невиновных действий в форме бездействия обеих сторон относительно заключения основного договора в связи с взаимной утратой интереса в заключении основного договора.
При этом, исходя из смысла приведенных выше законоположений, виновность действий, нарушающих условия предварительного договора, повлекших незаключение основного договора, предполагается, пока не доказано иное.
Следовательно, освобождение стороны предварительного договора от ответственности за незаключение основного договора возможно, если этой стороной будет доказана невиновность своих действий, в результате которых основной договор не был заключен.
Пунктом 9 финансового соглашения стороны согласовали, что в случае невозможности заключения сделки купли-продажи объекта по вине покупателя сумма обеспечительного платежа остается у продавца.
В судебном заседании был допрошен свидетелей Николаев А.М., который пояснил, что он занимался продаже земельного участка, финансовое соглашение заключал он, крайний срок заключения договора 20 июня2019 года, в день заключения договора дата позвонил брат покупателя и перенес сделку на пару дней, в последующем на сделку не явился. Договор купли-продажи должны были заключать у нотариуса. Оснований не доверять показаниям свидетеля суд не усматривает.
Судом также установлено, что ответчик, в свою очередь, имела намерение заключить основной договор купли-продажи на условиях, содержащихся в финансовом соглашении, что подтверждается скриншотом смс сообщений, и не опровергнуто истцом.
В материалы дела представленное ответчиком предложение о заключении основного договора купли-продажи.
Принимая во внимание изложенное, поскольку покупатель не исполнили свои обязательства в полном объеме, направленное в адрес покупателя продавцом предложение о заключении основного договора соответствовало условиям финансового соглашения, суд полагает, что вина продавца в не заключении основного договора отсутствует и истцом не доказана.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, следовательно, в удовлетворении требований о взыскании процентов в силу ст. 395 ГК РФ с ответчика в пользу истца также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
22 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-5036/19 ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 193 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░