Дело № 2-93/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Куеда 10 февраля 2016 г.
Куединский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Воробьева С.И.,
при секретаре Крутиковой О.И.,
с участием истца <Истец>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец> к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Куединском районе Пермского края об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
<Истец> обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Куединском районе Пермского края об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости. Свои требования мотивировала тем, что решением комиссии по назначению УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ей не были зачтены периоды нахождения ее в учебных отпусках и отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Считала, что отказ ответчиком в назначении льготной пенсии был незаконным, просила отменить решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., просила включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходом за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., периоды учебных отпусков: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФ РФ (ГУ) в Куединском районе Пермского края назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истец <Истец> исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по доводам искового заявления, пояснила, что в период ДД.ММ.ГГГГг. она проходила впервые заочное обучение в учреждении высшего образования, по месту работы ей предоставлялись дополнительные отпуска, также за время работы она неоднократно проходила курсы повышения квалификации, на которые направлялась работодателем, а не по собственной инициативе.
Ответчик ГУ УПФ РФ в Куединском районе о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Заслушав истца и, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в пп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015 года.
Пункт 4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
Порядок исчисления стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию педагогическим работникам, регулируется Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а в части, неурегулированной данными Правилами, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Согласно записей в трудовой книжке истца <Истец>, верность которых сторонами не оспаривается, педагогическую трудовую деятельность она начала с ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя Б-Гондырского детского сада, где по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в качестве воспитателя в МБДОУ «<адрес>» (л.д.12-14).
ДД.ММ.ГГГГ <Истец> обратилась в УПФ в Куединском районе за назначением досрочной пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.10.2015 г. № 62 <Истец> в назначении пенсии досрочно как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет отказано. В специальный стаж не включены периоды нахождения <Истец> в отпуске по уходу за ребенком, а также в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации. По мнению УПФ, у четов дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составил 24 года 5 месяцев 13 дней (л.д. 9-11).
Оценивая требования <Истец> в части включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <Истец> во время работы в должности воспитателя Большегондырского детского сада с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась по заочной форме обучения в Восточном институте экономики, гуманитарных наук, управления и права в <адрес>, в периоды обучения ей предоставлялись дополнительные учебные отпуска с сохранением заработной платы, что подтверждается дипломом о высшем образовании и приказами о предоставлении дополнительных отпусков для прохождения аттестации и сдачи экзаменов (л.д. 21-27).
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу требований ст.173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
<Истец> обучалась заочно в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, успешно обучалась. В спорные периоды истцу по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, в пределах установленных в том числе ст.173 ТК РФ сроков и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение <Истец> трудовой пенсии по старости.
Суд считает также неправомерными действия ответчика о незачете в специальный педагогический стаж истца <Истец> периодов прохождения курсов повышения квалификации.
В соответствии со справкой МБДОУ «<адрес>», уточняющей условия работы <Истец>, в периоды и приказами учреждения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на курсах повышения квалификации, в эти периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата (л.д.15-18).
В соответствии со ст.187 ТК РФ за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось место работы и должность, которую она занимала и за ней сохранялась заработная плата. Из заработной платы истца производились удержания, предусмотренные законодательством, специалисты в силу своих должностных обязанностей, должны систематически повышать свою профессиональную квалификацию, что является необходимым условием их деятельности.
Проанализировав изложенные выше доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно исключил из специального трудового стажа истца период ее нахождения на курсах повышения квалификации.
Разрешая спор о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения истца <Истец> в отпуске по уходом за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
<Истец> находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем данный период не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку с учетом включения в педагогический стаж истца периодов обучения и прохождения курсов повышения квалификации на дату обращения в пенсионный орган у <Истец> был необходимый стаж 25 лет для назначения досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику, суд полагает возможным обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию с даты обращения его в пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ г.
От взыскания судебных издержек истец отказался.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <Истец> удовлетворить частично.
Отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Куединском районе Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Куединском районе Пермского края включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости <Истец> следующие периоды работы:
- периоды учебных отпусков: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.,
- периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Куединском районе Пермского края назначить <Истец>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья С.И.Воробьев