Мотивированное решение по делу № 02а-0804/2023 от 14.09.2023

УИД 77OS0021-02-2023-015336-03

 

РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

06 декабря 2023 года                                                                            адрес

 

Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И. при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-804/2023 по административному иску Боковой Татьяны Александровны к Департаменту городского имущества адрес, Государственному казенному учреждению адрес «Управлению дорожно-мостового строительства», Акционерному обществу Газпром газораспределение о признании недействительным (недействующим) распоряжения об установлении публичного сервитута па земельный участок, признании незаконной и необоснованной стоимость возмещения,        исключении (прекращении) сведений из Единого государственного реестра недвижимости записи о границах сервитута, об обязании изъять для государственных нужд часть земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

 

Бокова Т.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес, Государственному казенному учреждению адрес «Управлению дорожно-мостового строительства», Акционерному обществу Газпром газораспределение  о признании недействительным (недействующим) распоряжение Департамента имущества адрес от 02.11.2021  49530 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером ...»; признании незаконной и необоснованной стоимость возмещения в размер сумма (сроком на 3 года), установленного отчетом об оценке  ГК-000128/158/1 от 03 марта 2023г., выполненным по состоянию на 07 февраля 2023г. компанией ООО «КОМПАС» об определении соразмерной платы за публичный сервитут, установленный в отношении земельного участка, площадью 16 558 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 323 738 кв.м, по адресу: адрес, в районе адрес; признании незаконной и необоснованной стоимость возмещения в размер сумма (сроком на 3 года), установленного отчетом об оценке  ГК-000128/225 от 05 июля 2023г., выполненным по состоянию на 04 июля 2023г. компанией ООО «КОМПАС» об определении соразмерной платы за публичный сервитут, установленный в отношении земельного участка, площадью 8 257 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 222 494 кв.м, по адресу: адрес, в районе адрес; исключении (прекращении) из сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ... записи о границах сервитута, внесенную 03.02.2023 за реестровым номером 50:21-6.626; обязании Департамент городского имущества адрес изъять для государственных нужд часть земельного участка площадью 15 998,71 кв.м, с координатами согласно схеме ООО «БестИнжТех» от 21.06.2023 «Границы изъятия земельного участка, образованного из части земельного участка ... в случае переустройства газопровода с участка ... на участок ... в зону сервитута номер 50:21-6.626» из состава земельного участка с к.н.  ... общей площадью 222 494 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в районе адрес.

Требования мотивированы тем, что Бокова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, в районе адрес, ....

Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020г.  1623-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от МКАД до автомобильной адрес - Видное" предусмотрено изъятие для целей реализации строительства спорного земельного участка.

Распоряжением Департамента  49530 от 02 ноября 2021г. установлен публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером .... Из земельного участка с кадастровым номером ... образованы земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., ..., в отношении которых между административным истцом и ГКУ УДМС заключено соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд адрес.

 В отношении земельного участка с кадастровым номером ..., также образованного из земельного участка с кадастровым номером ..., однако не изымаемого для строительства, постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2022 года  1759-ПП предусмотрена возможность установления сервитута.

02 августа 2023 года в адрес административного истца поступил проект соглашения об осуществлении публичного сервитута между ГКУ УДМС, административным истцом и адрес газораспределение». Площадь предполагаемого сервитута составит 8 257 кв.м. из 222 494 кв.м. участка административного истца, что, по мнению истца, повлечет невозможность использования земельного участка, поскольку назначением земельного участка является общественно-деловая застройка, а при нахождении на части земельного участка газопровода, использование данной части не представляется возможным, что противоречит ст.11.9, ст.39.44, ст.49 Земельного кодекса адресадрес кодекса РФ.

По утверждению административного истца, целью публичного сервитута является перенос газопровода высокого давления, которой переносится на постоянной основе, препятствует использованию по назначению  участка и не имеет отношения к строительству или реконструкции линейного объекта Юго-Восточной хорды, что нарушает действующее законодательство. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 Земельного кодекса РФ,

Протокольным определением суда от 13 ноября 2023г. административное дело 2а-804/2023 объединено с гражданским делом  2-9734/2023, присвоен единый номер  2а-804/2023, учитывая, что Соглашением от 02 августа 2023г. установлена соразмерная плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельного участка, площадью 8 257 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 222 494 кв.м, по адресу: адрес, в районе адрес по состоянию на 04 июля 2023г. в размере сумма (сроком на 3 года), которое отменяет Соглашение от 15 марта 2023г., согласно которому установлена  стоимость возмещения в размер сумма в отношении земельного участка, площадью 16 558 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 323 738 кв.м, по адресу: адрес, в районе адрес.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала в полном объеме. Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес, Комитета по архитектуре и градостроительству адрес, адрес Москвы «УДМС» в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует, из материалов дела, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов", Законом адрес от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес" Правительством Москвы принято постановление от 29.09.2020 N 1623-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от МКАД до автомобильной адрес - Видное".

Нормативный правовой акт опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 01.10.2020, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 42, том 1, 13.10.2020.

Названным постановлением утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от МКАД до автомобильной адрес - Видное.

Согласно подпункту 52 пункта 1.5.2 приложения  1 к постановлению спорный земельный участок планируется к изъятию в установленном законом порядке для образования земельных участков 63, 92, 101, 104, 106, 107, 109, 110-113, 116, 127, 128, 139-141, 167-170.

Постановлением Правительства Москвы от 12.08.2022  1759-ПП внесены изменения в вышеуказанное постановление Правительства Москвы. Так, в частности, согласно п. 1.8 приложение  1 к постановлению дополнено разделом 1.5(1) в редакции согласно приложению 5. Согласно подпункту 52 характеристики спорного земельного участка являются следующими: общая площадь - 323 800 кв. м., сервитут 43 538 кв. м., планируемое изъятие для образования земельных участков 92 (77 907 кв. м), 113 (1619 кв. м.), 104 (331 кв. м).

Таким образом, на часть земельного участка, которая ранее подлежала изъятию, после внесенных изменений предполагается установление сервитута.

Распоряжение Департамента от 02.11.2021  49530 установлен публичный сервитут сроком на три года на земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся в собственности Боковой Т.А., для обеспечения строительства объекта городского заказа «Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных  коммуникаций на участке от МКАД до автомобильной адрес и обеспечения реконструкции (вынос) участков газопроводов «2-я нитка кольцевого газопровода КРП-10-КРП-11» Ду 1200 мм, Ру 1,2 Мпа» и «Восточный луч ДКБМ 8-12 км» ДУ 1200 мм, Ру 1,2 Мпа».

Не согласившись с распоряжением от 02.11.2021  49530 "Об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером ...", заявитель обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации сервитуты наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ, могут устанавливаться для:

1) строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением автомобильных дорог, железнодорожных линий и иных объектов, размещение которых делает невозможным использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);

2) обеспечения строительства и (или) эксплуатации объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе:

а) прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;

б) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов;

3) проведения изыскательских, исследовательских и других работ для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;

5) проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.

Как следует из положений ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, Нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также -инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 указанной статьи.

адрес предоставляется Обладателю сервитута для обеспечения строительства «Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных  коммуникаций на участке от МКАД до автомобильной адрес и обеспечения реконструкции (вынос) участков газопроводов «2-я нитка кольцевого газопровода КРП-10-КРП-11» Ду 1200 мм, Ру 1,2 Мпа» и «Восточный луч ДКБМ 8-12 км» ДУ 1200 мм, Ру 1,2 Мпа».

Установлено, что распоряжение Департамента от 02.09.2022  50145Б из земельного участка с кадастровым номером ... образованы земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., ....

Сведения о сервитуте  внесены в Единый государственный реестр  недвижимости за реестровым номером 50:21-6.626. При этом сведения в ЕГРН внесены изменения в части установления границы зоны с особыми условиями использования территории на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 8 257 кв.м., находящийся в собственности Боковой Т.А.

Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес письмом от 28.04.2020  28ИСХ-16386/01-02, в соответствии с решением Градостроительного совета адрес, согласован проект адрес линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от МКАД до магистрали Солицево-Бутово-Видное.

Письмом Комитета по архитектуре и градостроительству адрес от 06.07.2022  27Исх-10145/01-01 в соответствии с решением Градостроительного совета адрес от 05.07.2022, согласован проект изменений в проект адрес линейного объекта участка улично-дорожной сети - адрес хорды от МКАД до магистрали Солнцево-Бутово-Видное.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013  99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес» Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава адрес, законов адрес, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, в целях комплексного развития территории жилой застройки и комплексного развития территории нежилой застройки адрес на основании решений, принятых Правительством Москвы; строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации Адресной инвестиционной программы адрес, а также для размещения объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.

Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти адрес, а также организаций при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд адрес Департамент уполномочен на совершение следующих действий:  подготовку и принятие правового акта об изъятии недвижимого имущества; опубликование в установленном порядке сообщений о планируемом изъятии земельных участков; направление решений об изъятии недвижимого имущества правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;        опубликование в установленном порядке решений об изъятии объектов недвижимого имущества; направление копии решения об изъятии объектов недвижимого имущества в Росреестр; направление в Департамент экономической политики и развития адрес копии решения об изъятии объектов недвижимого имущества в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, а также определения убытков, причиненных изъятием объектов недвижимого имущества; обеспечение подготовки проекта соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд адрес и направление проекта соглашения об изъятии собственнику объектов недвижимого имущества для подписания.

Ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013  43-ФЗ предусматривает, что в случае, если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 ст. 1, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 12.08.2022  1759-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 29.09.2020  1623-ПП» земельный участок с кадастровым номером ... исключен из-под изъятия, в связи с необходимостью наложения на него сервитута.

Бокова Т.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 12.08.2022  1759-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 29.09.2020  1623-ПП».

Решением Московского городского суда от 18.07.2023 по делу  3а-3364/2023 отказано в удовлетворении требований по административному исковому заявлению Боковой Татьяны Алексеевны о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 12 августа 2022 года  1759-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 года  1623-ПП» в части исключения из зоны изъятия для государственных нужд невозможную для использования по назначению в результате переустройства газопровода в зону сервитута 50:21-6.626 площадь 15 998,71 кв.м, земельного участка с кадастровым номером ... , образованного 27 сентября 2022 года путем деления земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес. адрес, в районе адрес. ....

В соответствии с гл. 7 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ. Также земельный участок может быть обременен сервитутом в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, складирования строительных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений и(или) строительной техники, проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.

По общему правилу сервитут может быть установлен, только если отсутствует иная возможность  для удовлетворения нужд лица,  в пользу которого устанавливается сервитут, а собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не лишится возможности использовать его по назначению (п. 7, 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).

Однако согласно п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ не допускается установление публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства. При этом вид разрешенного использования спорного земельного участка - для объектов общественно-делового назначения, т.е. участок предназначен для строительства капитальных строений. Таким образом, приведенная выше императивная норма на истца не распространяется.

Кроме того, предлагаемый к установлению сервитут затронет менее 1/10 доли земельного участка административного истца, а именно, менее 16 000 кв.м., тогда как размер данного земельного участка превышает 222 000 кв.адрес, административный истец не лишается права использовать земельный участок по своему назначению.

Изъятие земельного участка для государственных нужд находится в пределах дискреционных полномочий органа государственной власти, данное право уполномоченного органа не может быть ограничено иными субъектами и реализуется при предоставлении лицу, у которого происходит изъятие, равноценного и предварительного возмещения.

В соответствии с частью 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно части 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с частью 2 статьи 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, действующим законодательством предусматривается право уполномоченного органа государственной власти на изъятие земельного участка в случае наличия такой необходимости для государственных нужд. В рамках своей компетенции Департаментом городского имущества адрес издано распоряжение от 02.11.2021  49530 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером ...».

02 августа 2023 года в адрес истца поступил проект соглашения об осуществлении публичного сервитута между ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства», административным истцом и адрес газораспределение»., которое получено 10 августа 2023г

Срок заключения проекта соглашения со стороны истца Боковой Т.А. в соответствии с п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ составляет тридцать дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Указанный срок истек подписанный проект соглашения в ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» до настоящего времени не поступил.

Обременение земельного участка публичным сервитутом, как и сервитутом, не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5 ст. 23 ЗК). Установление публичного сервитута происходит на условиях, предусмотренных п. 8 ст. 23 ЗК РФ, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Пунктом 13 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в предусмотренных законодательством случаях (п. п. 11 и 13 ст. 39.47 ЗК).

Как следует из разъяснений, данных в пункте 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Если при рассмотрении дела усматриваются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком, судам необходимо, в соответствии с приведенными положениями закона, определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обременяемого земельного участка, что предполагает вынесение данного вопроса в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и при отсутствии согласия собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом, на безвозмездное пользование - возложение на истца обязанности по представлению доказательств обоснованности предлагаемого к установлению размера платы, в том числе путем назначения экспертизы. При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик вправе представить доказательства в обоснование своих возражений (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только содержание заявленных истцом требований, но и конкретные условия, и объем сервитута.

Согласно условиям последнего соглашения от 02 августа 2023г. об установлении сервитута Правообладателю будет выплачена плата за сервитут за весь период действия Соглашения, размер которой определен на основании отчета "Об оценке рыночной стоимости соразмерной платы за публичный сервитут, установленный на земельный участок 8 257 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 222 494 кв.м по адресу адрес, в районе адрес сроком на 3 (три) года от 04 июля 2023 года 2023г.  ГК-000128/225, выполненного Обществом с ограниченной ответственностью "КОМПАС", и составляет сумма 

Суд  полагает, что данное заключение соответствует требованиям закона, оснований сомневаться в его правильности не имеется, поэтому оно подлежит принятию как доказательство стоимости сервитута относительно земельного участка административного истца.

Доводы административного истца о том, что экспертом применена ненадлежащая методика оценки спорного участка, суд отклоняет, поскольку при определении стоимости сервитута экспертом, с учетом конкретных обстоятельств по делу, преимущественно использовался сравнительный подход, что не противоречит Федеральному закону от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Административным истцом в обоснование размера платы представлен отчет  3160-3, выполненный ОООО фио ДЖИ» соразмерная плата за публичный сервитут, установленный на земельный участок 8 257 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 222 494 кв.м по адресу адрес, в районе адрес сроком на 3 (три) года составляет сумма

В соответствии с частью 7 статьи 39.46 Земельного кодекса РФ плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).

При это судом принимается во внимание отчет, выполненный ООО "КОМПАС", поскольку результаты оценки получены с учетом ограничения и пределов применений полученной итоговой стоимости согласно п.7 пп.11 ФСО VI, так при проведении оценки стоимость соразмерной платы за публичный сервитут, установленный на земельный участок 8 257 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью 222 494 кв.м определялась из рыночной стоимости земельного участка площадью 8 257 кв.м (площадь сервитута),  а не площадью участка 15 998,71 кв.м как указано в отчете административного истца (л.д.182 оборот т.1).

Так в отчете ООО "КОМПАС" на стр.80 отчета подробно приведен расчет соразмерной платы правообладателю за осуществление сервитута, приведена разница между рыночной стоимостью земельного участка до установления сервитута и рыночной стоимостью при условии установления сервитута.

Ходатайство о назначении судебно-оценочной экспертизы в части установления соразмерной платы за публичный сервитут, установленный на земельный участок площадью 8 257 кв.м. административным истцом заявлено не было.

Согласно ст. 39.48 ЗК РФ в случае, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подп. 6 п. 4 ст. 39.43 ЗК, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков.

В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества адрес от 02.11.2021  49530 "Об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером ...", сервитут устанавливается для проведения предварительных работ с внесением платы за публичный сервитут на ограниченный срок.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Кроме того, адрес газораспределение» не нарушало прав и законных интересов Боковой Т.А. не обладает полномочиями по принятию решения об установлении/отказе в установлении публичного сервитута, по изъятию земельных участков, а также внесению/исключению сведений из ЕГРН.

Публичный сервитут установлен в целях обеспечения осуществляемого ГКУ «УДМС» строительства улично-дорожной сети и возникшей в связи с этим необходимостью реконструкции (выноса) находящихся в зоне проведения данного строительства участков принадлежащего Обществу Объекта существующей схемы газоснабжения, что и следует из Распоряжения ДГИ адрес от 02.11.2021  49530 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером ...».

Таким образом, совокупность оснований,  для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным оспариваемого распоряжения, а, следовательно, и для возложения на административных ответчиков каких-либо обязанностей, отсутствуют.

          При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений в действиях административных ответчиков, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с ч.ч. 1, 8 ст. 219 KAC РФ и ч.ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013  43-ФЗ к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в ст. 2 настоящего Федерального закона, применяется 3-х месячный срок на обращение в суд с заявленными требованиями.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставление земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, указанных в ч. 2 настоящей статьи, осуществляются по правилам настоящего Федерального закона до 01.01.2030.

Административному истцу о нарушении своих прав должно было стать известно после 09.11.2021 - дата публикации Распоряжения Департамента городского имущества адрес от 02.11.2021  49530 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером ...» на официальном сайте: https://www.mos.ru/. При этом в суд с настоящим административным исковым заявлением Бокова Т.А. обратилась лишь 08.09.2023, что т.е пропущен трехмесячный срок исковой давности.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд

 

РЕШИЛ:

 

В административном иске Боковой Татьяны Александровны к Департаменту городского имущества адрес, Государственному казенному учреждению адрес «Управлению дорожно-мостового строительства», Акционерному обществу Газпром газораспределение о признании недействительным (недействующим) распоряжения об установлении публичного сервитута па земельный участок, признании незаконной и необоснованной стоимость возмещения,        исключении (прекращении) сведений из Единого государственного реестра недвижимости записи о границах сервитута, об обязании изъять для государственных нужд часть земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца через Пресненский районный суд адрес

 

Судья                                                                                           А.И. Карпова

 

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 13.12.2023

02а-0804/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 06.12.2023
Истцы
Бокова Т.А.
Ответчики
АО "Газпром газораспредление"
ДГИ г. Москва
ГКУ "УДМС"
ДГИ г. Москвы
АО "Газпром газораспределение г. Санкт-Петербург"
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Карпова А.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
13.12.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее