Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-85/2018 от 22.10.2018

№ 12-85/2018

РЕШЕНИЕ

19 ноября 2018 года                                  г. Сегежа

Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Балашов Д.А., при секретаре Якушевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Сегежский ЦБК» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия от 14 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района от 14 августа 2018 г. АО «Сегежский ЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 17000 руб.

АО «Сегежский ЦБК», не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, поскольку требование, невыполнение которого вменяется юридическому лицу, не является предписанием, ответственность за невыполнение требований которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель АО «Сегежский ЦБК» Лашкина В.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.

Представитель ГКУ РК «Сегежское центральное лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Каминская Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против жалобы возражала, пояснив, что вина АО «Сегежский ЦБК» в совершении административного правонарушения доказана, до настоящего времени требование об устранении нарушений лесного законодательства не исполнено. На основании договора аренды № 57-з от 19.12.2018 арендодатель имеет право предъявлять арендатору требования (предписания) об устранении нарушений в области состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и условий договора. Арендатор обязан выполнять требования, предусмотренные лесным законодательством, обязан был принять у подрядной организации оконченную рубкой лесосеку без нарушений либо обязать организацию устранить нарушения до сдачи лесосеки арендодателю. Неисполнение требования подпадает под состав ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, проверив дело, заслушав явившихся лиц, судья приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушения законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что 19.12.2008 между Министерством лесного комплекса РК (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым Министерство передало юридическому лицу в аренду земельные участки на срок до 31.12.2053, в частности, территорию Выгозерского (Вожмогорского по л/у) участкового лесничества. В соответствии с условиями заключенного договора арендатор обязан соблюдать требования санитарной безопасности в лесах, осуществлять очистку лесов от захламления (п.4.4.13 договора). По окончанию деятельности по заготовке древесины на конкретной площади (лесосеке, делянке), обеспечивать за свой счет сдачу данных лесных участков арендодателю. При окончании работ (срока действия лесной декларации) в зимний период проводить сдачу лесосек, делянок в 3-месячный срок с наступления бесснежного периода (п. 4.4.18).

Согласно п.п. 4.1.3, 4.1.4 договора Министерство вправе предъявлять арендатору требования (предписания) об устранении нарушений в области охраны и защиты лесов, подавать иски в суд при невыполнении арендатором условий договора.

19.06.2018 лесничим Выгозерского участкового лесничества Матейко Е.П. в присутствии представителя арендатора АО «Сегежский ЦБК» при осмотре места осуществления лесосечных работ (осмотра лесосеки), выполненных на основании лесной декларации № 73/1063 от 27.02.2017, договора аренды лесного участка от 19.12.2008 № 57-з в квартале 69 лесотаксационных выделах №35;36 лесосеке №-д.2 было обнаружено оставление не вывезенной в установленный срок древесины, несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков (площади неочистки менее 10м. от стены леса по периметру делянки).

25.06.2018 на основании акта осмотра лесосеки по результатам мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Выгозерского участкового лесничества ГКУ РК «Сегежское центральное лесничество» Матейко Е.П. в адрес АО «Сегежский ЦБК» было направлено требование № 3 о необходимости вывезти оставленную древесину в объеме 57,3 кбм., в Вожмогорском лесничестве (по лесоустройству) в кв. 69 выд. 35;36 дел. №2.

12.07.2018 при проведении проверки исполнения требования от 25.06.2018 лесничим, государственным инспектором Выгозерского участкового лесничества Матейко Е.П., государственным инспектором по охране и защите лесов Конон В.В. установлено, что АО «Сегежский ЦБК» не выполнило в установленный срок законное требование от 25.06.2018 об устранении нарушений лесного законодательства, в связи с чем в отношении АО «Сегежский ЦБК» 20.07.2018 составлен протокол об административном правонарушении № 12-Выг., и постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия от 14.08.2018 АО «Сегежский ЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 17000 руб.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного отдельными частями статьи 19.5 КоАП РФ, суду необходимо установить факт выдачи и законность неисполненного предписания.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим непосредственно или через подведомственные организации федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Министерство по природопользованию и экологии РК и подведомственные ему учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Указом Главы РК от 28.01.2011 № 4.

Согласно пункту 4 Административного регламента проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Аналогичное положение содержится и в Административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденном Указом главы РК от 01.11.2011 № 28.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание - это обязательный для исполнения документ, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения АО «Сегежский ЦБК» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом судебном акте выводы о невыполнении названным юридическим лицом требования № 3 от 25.06.2018.

При этом невыполнение требования должностного лица об устранении выявленных нарушений не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, не является предписанием должностного лица. Предписание должностным лицом выдается юридическому лицу только в результате проведения проверки (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ).

Следовательно, вывод мирового судьи о совершении АО «Сегежский ЦБК» деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, основан на неправильном толковании приведенной выше нормы.

В силу ч. 1 ст. 1.6 данного Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Привлекая АО «Сегежский ЦБК» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировым судьей необоснованно дано расширительное толкование данных нормативных положений, позволяющее применить их к невыполнению в установленный срок любого акта органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. Данный вывод не основан на нормах закона.

Мировым судьей не было учтено, что невыполнение АО «Сегежский ЦБК» выставленного требования об устранении нарушений Правил заготовки древесины, административную ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не влечет. Несоблюдение данного требования влечет наступление иных правовых последствий.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении АО «Сегежский ЦБК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в данном случае в деянии АО «Сегежский ЦБК» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Сегежского района Республики Карелия от 14 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Сегежский ЦБК» отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судья                                  Д.А. Балашов

12-85/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО "Сегежский ЦБК"
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Балашов Д.А.
Статьи

ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
24.10.2018Материалы переданы в производство судье
14.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Вступило в законную силу
04.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее