Решение по делу № 33-399/2020 от 25.12.2019

Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-399/2020

Судья Иванов С.В.

УИД 21RS0016-01-2019-001725-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 февраля 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Филимоновой Ин.В., при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Цымбалюк Д.Д. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, поступившее по апелляционной жалобе Цымбалюк Д.Д. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

установила:

Цымбалюк Д.Д. обратился в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Требования мотивированы тем, что истец Цымбалюк Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как брак между родителями расторгнут 20 мая 1996 года, решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 24 января 2006 года его мать ФИО1 лишена родительских прав. На основании постановления Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2004 года Цымбалюк Д.Д. был направлен в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – <......> для обучения и содержания на два года. В 2006 году после окончания школы, истец был зачислен в учебное заведение Республиканское государственное образовательное учреждение «<......>», находился на полном государственном обеспечении с предоставлением места в общежитии. В 2010 году окончил училище, получил диплом о начальном профессиональном образовании. С 8 сентября 2010 года по 2 августа 2013 года отбывал наказание в местах лишения свободы. Истец указывает, что до достижения возраста 23 лет не имел достаточно времени и возможности обратиться в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем полагает, что имеются основания для включения его в указанный список.

В судебном заседании истец Цымбалюк Д.Д. и его представитель Ильин К.Н. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Павлова Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что Цымбалюк Д.Д. не может быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи с тем, что не относится к кругу лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, поскольку на момент обращения в администрацию района с заявлением о постановке на учет достиг возраста, превышающего 23 года.

Третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрация Абашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований Цымбалюк Д.Д. отказано.

Указанное решение обжаловано истцом Цымбалюк Д.Д. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционной жалобе выражается несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что истец не предпринимал действий по принятию на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, в 2006 году истец обращался в орган опеки и попечительства администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о невозможности проживания в одном доме с матерью, лишенных родительских прав. Орган опеки и попечительства обещал включить его в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, а до получения жилья отправил в учебное заведение Республиканское государственное образовательное учреждение <......>. Истец полагает, что орган опеки и попечительства обязан был самостоятельно и своевременно поставить истца на учет нуждающихся в жилом помещении как сироту.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец Цымбалюк Д.Д. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются ФИО2 и ФИО1

Из материалов дела также следует, что брак между ФИО2. и ФИО1 расторгнут 20 мая 1996 года.

На основании постановления Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2004 года Цымбалюк Д.Д. направлен в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – <......> для обучения и содержания сроком на 2 года.

Постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 11 июня 2004 года № <......> за несовершеннолетним Цымбалюк Д.Д. сохранено право проживания по адресу: <адрес>, на период его пребывания в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 24 января 2006 года ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына Цымбалюк Д.Д.

Из письма, адресованного директору <......> от 10 июля 2006 года следует, что администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, осуществляющая функции органа опеки и попечительства, ходатайствует о зачислении Цымбалюк Д.Д., имеющего статус сироты, в учебное заведение на полное государственное обеспечение с предоставлением места в общежитии.

Из материалов дела следует, что Цымбалюк Д.Д. обучался в Республиканском государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «<......>», в июне 2010 года получил диплом о начальном профессиональном образовании.

Согласно справке, выданной <......>, Цымбалюк Д.Д. отбывал наказание по приговору суда в данном исправительном учреждении с 8 сентября 2010 года по 2 августа 2013 года.

Согласно выписке из похозяйственной книги Цымбалюк Д.Д. зарегистрирован в доме № <......> общей площадью 45, 3 кв.м по ул. <адрес>. Вместе с ним в указанном доме зарегистрированы: ФИО3 (собственник), ФИО1, ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7., ФИО8

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Цымбалюк Д.Д. о возложении на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет. Между тем, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачен истцом по достижении 23-летнего возраста, при этом истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет он обращался в орган местного самоуправления с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и доказательств, свидетельствующих о пропуске срока по уважительным причинам.

Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.

Действительно, с учетом возраста Цымбалюк Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 23 лет вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировался статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции действовавшей до вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) было закреплено: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Соответственно до достижения истцом 23 лет статья 8 указанного Федерального закона действовала в вышеизложенной редакции. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Гарантии и основания обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, расширены.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, то есть если бы он в возрасте до 23 лет в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) имел право на внеочередное получение жилья в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения, обращался с заявлением о принятии его на учет для получения жилья, принят на учет органами местного самоуправления (либо ему незаконно отказано в принятии на такой учет).

Между тем, доказательств того, что истец Цымбалюк Д.Д. ранее до достижения 23 лет обращался в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в материалы дела не представлено.

Сам истец Цымбалюк Д.Д. в суде первой инстанции подтвердил, что до достижения возраста 23 лет не обращался в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения.

За реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке как лицо, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Цымбалюк Д.Д. впервые обратился в суд путем предъявления искового заявления в августе 2019 года в возрасте <......> лет. Факт необращения с письменным заявлением об обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до достижения 23 лет сторона истца не оспаривает в апелляционной жалобе, ссылаясь на ненадлежащее выполнение органом опеки и попечительства администрации Чебоксарского района Чувашской Республики своих обязанностей по защите прав детей-сирот.

Доказательства уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как сирота до достижения возраста 23 лет, так и в дальнейшем вплоть до достижения <......> лет, материалы дела не содержат.

Цымбалюк Д.Д. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ года, на протяжении 5 лет (то есть до достижения 23 лет) он не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права путем обращения в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики по вопросу принятия его на учет для получения жилья.

Как верно отмечено судом первой инстанции, нахождение истца в местах лишения свободы не является уважительной причиной, препятствующей ему обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в письменной форме.

Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела справки, выданной <......>, Цымбалюк Д.Д. отбывал наказание в местах лишения свободы лишь с 8 сентября 2010 года по 2 августа 2013 года, до 8 сентября 2010 года не отбывал наказание в местах лишения свободы и имел возможность обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья.

Доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав истца к периоду, относящему к его несовершеннолетию, в материалах дела не содержатся.

Правовой характер статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, поскольку до достижения 23 лет Цымбалюк Д.Д. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении по указанной категории лиц, впервые с заявлением о предоставлении жилья обратился в возрасте <......> лет, каких-либо уважительных причин не обращения с соответствующим заявлением до достижения возраста <......> лет не установлено, в настоящее время истец не относится к числу лиц вышеуказанной категории, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Цымбалюк Д.Д.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, в связи с чем не влекут отмену судебного решения, поскольку сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводов суда первой инстанции, а повторяют правовую позицию истца, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Цымбалюк Д.Д. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи А.А. Нестерова

Ин.В. Филимонова

33-399/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Цымбалюк Д.Д.
Ответчики
Администрация Чебоксарского района
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Нестерова Анна Александровна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
25.12.2019Передача дела судье
03.02.2020Судебное заседание
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2020Передано в экспедицию
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее