Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-446/2014 ~ М-455/2014 от 04.09.2014

№ 2-446/2014 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2014 года                             г. Кемь, РК

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                          Гордевич В.С.,

при секретаре                             Гавриловой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова В.А. к администрации Кемского муниципального района и Совету Кемского муниципального района о признании решения незаконным, обязании определить размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и взыскании недовыплаченной суммы,

у с т а н о в и л:

Петров В.А. обратился в Кемский городской суд с указанными требованиями по тем основаниям, что с 06.07.2005 года ему назначена ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в Кемском районе пенсия по старости, но, находясь на пенсии, он продолжал свою трудовую деятельность и в период с 12.10.2006 года по 16.10.2009 года работал в должности Главы Кемского муниципального района Республики Карелия. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия, принятого Законодательным Собранием 25.10.2007 года «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» предусмотрены дополнительные гарантии лицам, находящимся на трудовой пенсии по старости, а именно: в установленном уставом муниципального образования порядке, могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, сумма которых не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В должности Главы Кемского муниципального района РК он отработал в течение 3 лет 5 дней включительно, то есть свыше 3-х лет. Распоряжением Администрации Кемского муниципального района № 65-р от 01.04.2014 года в соответствии с вышеуказанным Законом ему был определен размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> рублей, что составляет 50 % установленного должностного оклада за проработанный стаж в количестве 3 лет 5 дней. Решением Совета муниципального района от 29.05.2014 года определена ежемесячная доплата лицам, замещающим муниципальные должности два и три полных года в размере 25 процентов ежемесячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. И ежемесячная доплата лицам, замещающим муниципальные должности 4 и 5 полных лет -50 процентов должностного оклада. Уведомлением от 18.07.2014 года ему было сообщено, что на основании вышеуказанного Решения ему назначена доплата к трудовой пенсии по старости как лицу, замещавшему муниципальную должность в органах местного самоуправления Кемского муниципального района 3 полных года в размере 25 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что составляет <данные изъяты> руб.80 коп., то есть уменьшена доплата в два раза. Таким образом, указанным Решением нарушаются его законные права на получение доплаты как лицу, замещающему муниципальные должности, сроком более 3-х лет (а именно 3 года и 5 дней), то есть период работы с трех до 4-х лет, Совет вообще исключил из рассматриваемого вопроса, что он полагает недопустимо, так как принимая данное Решение, Совет ссылаясь на Закон Республики Карелия от 12.11.2007 года № 1128-ЗРК, тем не менее нарушает Положения указанного Закона своими решениями, что является незаконно и необоснованно, так как Совет Кемского муниципального района не обладает полномочиями изменять Закон Республики Карелия. Принятие такого Решения Совет обосновывает тем, что, якобы, имеется какая-то ошибка, но в чем она заключается, не объясняется, из предъявленных Решений также не видно обоснованности принятого окончательного Решения, которое идет вразрез с вышеуказанным Законом РК. На основании изложенного просит признать Решение Совета Кемского муниципального района от 29.05.2014 года за № 43-2/385 незаконным, определить ему размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии 50 % должностного оклада в сумме <данные изъяты> за работу в должности главы Кемского муниципального района в течение 3 лет 5 дней, то есть более 3-х лет; взыскать с ответчика администрации Кемского муниципального района недоплаченную ему доплату в сумме <данные изъяты>. за август 2014 года.

В судебном заседании истец Петров В.А. в полном объеме поддержал заявленные требования и пояснил, что нарушен Закон Республики Карелия № 1128, так как в законе есть 2 градации: стаж от 1 года до 3-х лет и выше: от 3-х лет и далее. Просил взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате труда адвоката.

Представитель ответчика - администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В поступившей телефонограмме начальник юридического отдела Рахманова М.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и принять решение на усмотрение суда.

Представитель ответчика - Совета Кемского муниципального района в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В представленном отзыве председатель Совета Кемского муниципального района Кокков А.Д. просил в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям:

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК (ред. от 28.04.2014) «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут, предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости

27.03.2014 г. на заседании Совета Кемского муниципального района вносился и рассматривался проект решения «О внесении изменений в решение Совета Кемского муниципального района от 19.06.2007 № 9-1/123, в котором были обозначены размеры ежемесячной доплаты лицам, замешавшим муниципальные должности в зависимости от стажа замещения: от двух до трех лет включительно - 25 % месячного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, от трех до пяти лет включительно - 50 % месячного оклада. При обсуждении данного проекта решения депутатами было предложено и проголосовано изменение об учете стажа, дающего право на выплату доплаты исключительно за полные рабочие года. Однако председателем и аппаратом Совета при окончательном оформлении материалов сессии была допущена ошибка, и решение вышло в первоначальном виде. Уже позже, в апреле это было обнаружено и были приняты меры по устранению ошибки. Председателем Совета было направлено официальное письмо главе администрации, подготовлен проект решения, устраняющий брак в работе и в мае подтверждена настоящая норма мартовского решения об исчислении стажа, дающего право на ежемесячную доплату за отработанные полные рабочие годы.

Период замещения выборной должности Петрова В.А. составляет менее 4 лет (3 года 5 дней). Следовательно, у Петрова В.А. не возникло право на выплату доплаты в размере 50% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Первоначально довод комиссии по установлению ежемесячных доплат был основан на проекте решения Совета, а не на фактически принятом решении.

Так из системного толкования установления доплат к трудовой пенсии по старости в Российской Федерации муниципальным и государственным служащим, следует, что учитываются полные рабочие года. Так пункт 2 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащим ОМСУ Кемского муниципального района, выборных должностных лицам местного самоуправления предусматривает, что устанавливается 20 процентов месячного должностного оклада и размер доплаты указанным лицам увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков.

Такая же норма содержится в ст.21 Закона РК от 10.01.1997 № 167-ЗРК (ред.от 04.04.2012) «О Государственной службе Республике Карелия» Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях гражданам, имеющим стаж на государственной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин.

При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23,27,32,38,45,53,62,72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Указанная доплата представляет собой часть пенсионного обеспечения муниципального и государственного служащего, также как лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления. Установление ежемесячной доплаты не носит обязательного характера и зависит от того, установит ли муниципальное образование такую доплату в уставе.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

    Заслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в соответствии с записями в трудовой книжке Петров В.А. в период с 12.10.2006 года по 16.10.2009 год занимал должность Главы Кемского муниципального района Республики Карелия.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 года № 1128-ЗРК (в ред. от 28.04.2014 г.) «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности)

Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности на постоянной основе от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Пунктом 2 статьи 34.1 Устава Кемского муниципального района установлены гарантии главе Кемского муниципального района, вышедшему на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), порядок назначения и выплаты которой устанавливается решением Совета Кемского муниципального района.

Решением Совета Кемского муниципального района № 9-1/123 от 19.06.2007 года утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления в размере 55 % при замещении выборной муниципальной должности от одного года до трех лет, и 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях свыше трех лет.

Решением Совета Кемского муниципального района № 41-2/374 от 27.03.2014 года внесены изменения в решение Совета Кемского муниципального района от 19.06.2007 № 9-1/123. Пунктом 3, изложенным в новой редакции, определены размеры ежемесячной доплаты лицам, замешавшим муниципальные должности, в зависимости от стажа замещения: от двух до трех лет включительно - 25 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; от трех до пяти лет включительно - 50 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; от пяти до десяти и более лет - в размере 75 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Период замещения выборной должности Петровым В.А. с 12.10.2006 года по 16.10.2009 года составляет 3 года 5 дней.

Распоряжением и.о. главы администрации Кемского муниципального района № 65-р от 01.04.2014 года Петрову В.А. с 27 марта 2014 года определен размер ежемесячной доплаты в сумме <данные изъяты>, что составляет 50% установленного должностного оклада <данные изъяты>, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

Решением Совета Кемского муниципального района от 29.05.2014 № 432/385 внесены изменения в решение Совета Кемского муниципального района от 19.06.2007 № 9-1/123, подпункты 2, 3 пункта 3 изложены в новой редакции, определяющей следующие размеры ежемесячной доплаты лицам, замешавшим муниципальные должности, в зависимости от стажа замещения: замещение муниципальной должности два или три полных года - 25 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; четыре и пять полных года - 50 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Пунктом 4 решения Совета Кемского муниципального района от 29.05.2014 № 43-2/385 определено, что решение вступает в силу со дня его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 27.03.2014 года.

Согласно положениям п. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ, в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.

Решение Совета Кемского муниципального района от 29.05.2014 года № 43-2/385 вступило в силу с 30.05.2014 года в соответствии положениями п. 16 ст. 7 Устава муниципального образования Кемский муниципальный район – со дня официального опубликования, так как было опубликовано в «Информационном бюллетене органов местного самоуправления Кемского муниципального района» от 30.05.2014 г. № 5 (31).

Частью 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и ежемесячные доплаты.

Доплата при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, предоставляемым им за счет средств бюджетов муниципальных образований помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях.

В Определении от 28.05.09 г. № 698-О-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом..., относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.07 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (п.п. 5 п. 1 ст. 23).

Такое пенсионное обеспечение, в силу п. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.

Данная правовая позиция, как указал Конституционный Суд РФ, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что снижение размера доплаты к пенсии истцу с 50 до 25% обжалуемым решением Совета Кемского муниципального района не может рассматриваться как нарушение прав истца, поскольку установление требуемой доплаты не является обязанностью органов местного самоуправления, а определение размера доплаты находится в компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, обжалуемое решение не противоречит ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 года № 1128-ЗРК (в ред. от 28.04.2014 г.) «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», поскольку размер доплаты, установленный обжалуемым решением Совета Кемского муниципального района - 25% не превышает размера доплаты для лиц замещавших муниципальную должность более трех лет, установленного ст. 4 Закона Республики Карелия № 1128-ЗРК - 80%, а нижняя граница размера доплаты указанным Законом не установлена. Кроме того, названным Законом № 1128-ЗРК не установлена необходимость повышения размера доплаты в зависимости от числа дней (месяцев), превышающих число полных лет работы на муниципальной должности. Из изложенного следует, что обжалуемое решением Совета Кемского муниципального района не нарушает положений, закрепленных в Законе Республики Карелия от 12.11.2007 года № 1128-ЗРК, то есть является законным и обоснованным, оснований для повышения размера доплаты, назначенной истцу, до 50% не имеется. В связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Учитывая положения статьи 98 ГПК РФ суд не находит оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца судебных расходов, так как решение суда принято не в пользу истца.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении исковых требований Петрова В.А. к администрации Кемского муниципального района и Совету Кемского муниципального района – отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.С.Гордевич

    Решение в окончательной форме вынесено 07 октября 2014 года.

2-446/2014 ~ М-455/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петров Владимир Анатольевич
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Совет Кемского муниципального района
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
04.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2014Передача материалов судье
09.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2014Судебное заседание
07.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2014Дело оформлено
12.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее