Дело № 2-103/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года г.Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Прокофьевой И.М.
При секретаре Гуль И.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Надежды Артемьевны к администрации Питкярантского муниципального района, Епифанову Александру Сергеевичу, Епифанову Анатолию Сергеевичу, Епифановой Марине Сергеевне о восстановлении срока для принятия наследства
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что 05 октября 2016 года умерла мать Андреевой Н.А. К.И.А.., после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Истица указывает, что является единственной наследницей, юридически оформить наследственные права не смогла в установленный срок, поскольку её сын является инвалидом 2 группы, состоит на учете у психиатра и нуждается в постоянном контроле.
Андреева Н.А. просит восстановить ей срок для принятия наследства, оставшегося после смерти матери К.И.А.
В судебное заседание истица не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена.
В судебном заседании представитель истицы Пуллинен О.Н., действующая по доверенности, исковые требования поддержала и пояснила, что 05.10.2016 умерла мать истицы – К.И.А.., после смерти которой осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Другого наследственного имущества, кроме данной квартиры, не имеется. Единственным наследником по закону является истица, которая в установленный законом срок не обратилась с заявлением о принятии наследства, поскольку не могла оставить сына, являющегося инвалидом 2 группы.
Определением от 19.02.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Епифанов А.С., Епифанов А.С., Епифанова М.С.
В судебное заседание ответчики Епифанов А.С., Епифанов А.С. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признают.
В судебное заседание ответчик Епифанова М.С. не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования не признает.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Питкярантского муниципального района Тооц О.Ф., действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что жилой дом <адрес> не находится в собственности Питкярантского муниципального района, в связи с чем администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание представитель 3-его лица администрации Импилахтинского сельского поселения не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Нотариус Питкярантского нотариального округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии со ст.1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст.1114 Гражданского кодекса РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии со ст.1115 Гражданского кодекса РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии со ст.1154 Гражданского кодекса РФ наследник должен принять наследство в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя.
В силу п.1 ст.1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам, при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, данным в п.40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Как установлено в судебном заседании, 05 октября 2016 года в <адрес> умерла мать истицы К.И.А... зарегистрированная по день смерти по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что 27.03.1991 между Сортавальской швейной фабрикой и МП производственная фирма «Меркурий» заключен договор по которому, производственная фирма принимает на баланс жилищные фонды, передаваемые фабрикой безвозмездно согласно прилагаемого к акту перечня жилых домов.
В перечне жилых домов к акту купли-продажи б/н от 27.03.1991 по № поименован жилой дом, расположенный по адресу: п<адрес>.
Постановлением управляющей Импилахтинской поселковой администрации от 6 июля 1995 года № за жильцами, проживающими в жилом фонде, принадлежащем ранее Сортавальской швейной фабрике, признано право собственности на занимаемые жилые помещения согласно прилагаемого к постановлению списка.
В списке жилых домов и квартир, передаваемых в собственность граждан, указана К.И.А. (<адрес>).
Постановлением администрации местного самоуправления г.Питкяранта и Питкярантского района от 31 июля 1995 года признано право собственности на занимаемые жилые помещения за жильцами, проживающими в жилом фонде, принадлежащем ранее Сортавальской швейной фабрике.
По сообщению нотариуса Питкярантского нотариального округа от 02.02.2018 от наследников не поступало заявлений о принятии наследства и об отказе от наследства после смерти наследодателя К.И.А.А., умершей 05 октября 2016 года.
Согласно ст.1142 Гражданского кодекса наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Андреева К) Н.А. является наследником первой очереди по закону, что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1146 Гражданского кодекса РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (п.2 ст.1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных п.2 ст.1142, п.2 ст.1143 и п.2 ст. 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В силу п.2 ст.1442 Гражданского кодекса РФ внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Из объяснений представителя истца следует, что у К.И.А. имелась дочь Е.Н.А.., умершая в мае 1997 года. У Е.Н.А. остались трое детей: Епифанов А.С., Епифанов А.С., Епифанова М.С., которые проживают в <адрес>.
Судом установлено, что с момента смерти наследодателя К.И.А. и до подачи настоящего иска никто из наследников не обратился за принятием наследства, сведений о фактическом принятии ими наследства, также не имеется.
В качестве обоснования заявленных требований истица указывает, что её сын является инвалидом с детства 2 группы, состоит на учете у психиатра и нуждается в постоянном контроле в связи с чем она не смогла обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленные законом сроки.
Судом установлено, что сын истицы А.А.Н. является совершеннолетним, наблюдается в психиатрическом кабинете по поводу органического психического расстройства личности с легкой умственной отсталостью, имеет инвалидность 2 группы по психическому заболеванию, однако доказательств того, что А.А.Н.. является недееспособным либо по медицинскому заключению нуждается в постоянной посторонней помощи в материалы дела не предоставлено.
Наличие у сына истицы инвалидности не является безусловным доказательством уважительности причин пропуска истицей срока для принятия наследства. Каких-либо обстоятельств, связанных именно с её личностью и не позволявших ей принять наследство в установленный законом срок, после того как в 2016 году она узнала о смерти своей матери, Андреевой Н.А. не приведено. Сама истица не страдает какими-либо тяжкими заболеваниями, не находится в беспомощном состоянии.
Таким образом, названные истицей причины не являются уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства, поскольку сами по себе данные обстоятельства не препятствовали истице в возможности реализации её наследственных прав; Андреева Н.А. знала о смерти матери К.И.А. со дня её наступления, присутствовала на её похоронах, знала о наличии спорного имущества, т.е. имела реальную возможность обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе Андреевой Н.А. в исковых требования о восстановлении срока для принятия наследства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Андреевой Надежды Артемьевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья И.М.Прокофьева
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 16 марта 2018 года.