Дело № 12-451/2019
УИД № 13RS0023-01-2019-003935-87
РЕШЕНИЕ
03 октября 2019 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.,
рассмотрев жалобу Екимова А. К. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 августа 2019 года № 446, вынесенное в отношении члена контрактной службы – главного специалиста – руководителя группы организации закупок для государственных нужд Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Екимова А. К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, антимонопольный орган) Ерькиной Е.П. от 22 августа 2019 года № 446 по делу N 013/04/7.30-406/2019 член контрактной службы – главный специалист – руководитель группы организации закупок для государственных нужд Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Екимов А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП Российской Федерации), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поступившей в Ленинский районный суд города Саранска, Екимов А.К. ставит вопрос об отмене указанного акта, вынесенного в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность.
Екимов А.К. в судебном заседании жалобу поддержал, в обоснование своей позиции сослался на Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 305-КГ18-26394 по делу N А40-8295/2018. Полагал, что изложенные в проекте контракта условия об определении размера штрафов, а так же ссылка на указание на определение штрафов в соответствии с правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа исчисляемого в случае ненадлежащего исполнения…» не могут быть признаны нарушающими часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку изложенные в проекте контракта условия являются достаточными для проведения соответствующего расчета и понимания участниками закупки порядка исчисления штрафа. На основании имеющейся ссылки на вышеуказанное постановление правительства все потенциальные участники конкурсной процедуры имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контактом.
Представители Мордовского УФАС России по доверенности Сидорова Н.В., Кочетков В.В., будучи опрошенными в качестве свидетелей, с доводами жалобы не согласились, просили в её удовлетворении отказать по основаниям, приведённым в письменном отзыве на жалобу.
Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.
Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 данной статьи, влечет административную ответственность на основании части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Екимова А.К. к административной ответственности).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Екимова А.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.4 статьи 7.30 названного Кодекса, послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о размещении в единой информационной системе в сфере закупок названным лицом, являющимся членом контрактной службы – руководителем группы организации закупок для государственных нужд регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Мордовия, информации, подлежащей размещению при проведении электронного аукциона № 0209100000119000024 на поставку подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2019 году, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно части 8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 34 названного закона (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок определения в контракте: размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом; размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом; размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (пункт 1). В Правилах приведены размеры штрафов (пункты 2 - 9), размер пени (пункт 10), определена максимально допустимая общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (пункты 11, 12).
Согласно пункту 6 Постановления N 1042 в редакции, действующей на момент публикации извещения и документации о проведении электронного аукциона "за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем согласно обжалуемому постановлению от 22.08.2019, протоколу об административном правонарушении, составленном 14.08.2019 врио начальника отдела контроля закупок Мордовского УФАС России Кочетковым В.В. на основании Акта плановой выездной проверки от 15.05.2019, проведенной в региональном отделении Фонда социального страхования Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия, согласно пункту 6.7.5 проекта государственного контракта документации о проведении электронного аукциона, размещенной заказчиком 22.02.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок, «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных абзацами 2,3 пункта 3.2, подпунктом 4.1.10 настоящего Контракта, которые не имеют стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей».
Таким образом, отсутствие в документации об аукционе указания на размер штрафа, устанавливаемого в виде фиксированной суммы 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (подпункт «б» пункт 6 Правил), расценено антимонопольным органом как нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что явилось основанием для привлечения должностного лица заказчика, разместившего аукционную документацию, к административной ответственности.
С таким выводом согласиться нельзя.
Согласно правовому подходу, изложенному Верховным Судом Российской Федерации в пункте 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, если в проекте контракта содержится лишь указание на порядок определения штрафа в соответствии с действующими на момент заключения контракта правилами, это не считается нарушением статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6.7.3 проекта государственного контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением N 1042.
Руководствуясь разделом 6 указанного проекта контракта "Ответственность сторон" все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имели возможность установить размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Суд исходит из того, что изложенные в проекте контракта условия являются достаточными для проведения соответствующего расчета и понимания участниками закупки порядка исчисления штрафа. На основании имеющейся ссылки на нормативно-правовой акт все потенциальные участники конкурсной процедуры, а также лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В данном случае неуказание в проекте контракта размера санкции не лишает заказчика возможности предъявить требование о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации в регулируемой сфере правоотношений. Кроме того, согласно статье 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки (штрафа)), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Ссылки представителей антимонопольного органа на иную судебную практику не могут служить основанием для оставления без изменения обжалуемого акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Также суд учитывает и тот факт, что соглашением № 104 к государственному контракту №181 на поставку подгузников для взрослых для обеспечения ими в 2019 году инвалидов, подписанному заказчиком региональным отделением фонда социального страхования и поставщиком ООО «Форпост-МЕД» 18.06.2019, внесены изменения в подпункт 6.7.5 контракта в части дополнения его указанием на установление размера штрафа в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно), что полностью соответствует положениям пункта 6 Постановления N 1042.
При этом следует учесть, что в силу норм, содержащихся в части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление от 22 августа 2019 г. № 446, вынесенное заместителем руководителя Мордовского УФАС России в отношении члена контрактной службы – руководителя группы организации закупок для государственных нужд Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Екимова А.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Саранска
решил:
жалобу Екимова А. К. удовлетворить.
Постановление от 22 августа 2019 года № 446, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в отношении члена контрактной службы – главного специалиста – руководителя группы организации закупок для государственных нужд Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия Екимова А. К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение суда может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин