Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
12 марта 2015 г. |
город Гаджиево |
Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи Еремина Д.В., при секретаре судебного заседания Черняк В.И., с участиемпомощника военного прокурора – войсковая часть (…) старшего лейтенанта юстиции Боговича А.Г., представителя заявителя Пинчука Ю.В., представителя командующего Северным флотом и командира войсковой части (…) Федоровой М.В., представителя командира войсковой части (…) Федорина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части (…) капитан-лейтенанта запаса Безбородова Сергея Александровича об оспаривании действий командующего Северным флотом, командира войсковой части (…), руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с исключением из списков личного состава воинской части,
установил:
Безбородов и Пинчук обратились в Гаджиевский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором, с учетом внесенных уточнений, просили:
- признать незаконными приказы командующего Северным флотом от (…) г. № (…), от (…) г. № (…) в части увольнения Безбородова с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части;
- обязать командующего Северным флотом отменить приказы от (…) г. № (…), от (…) г. № (…) в части его касающегося, восстановив на военной службе и в списках личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства по установленным нормам и всеми положенными видами довольствия, неполученными им после исключения из списков личного состава воинской части.
Представитель заявителя вышеизложенные требования поддержал, пояснив, что Безбородов незаконно был уволен и исключен из списков личного состава воинской части, так как не обеспечен жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства. Кроме того, до настоящего времени не обеспечен положенным при исключении из списков личного состава воинской части продовольственным и вещевым обеспечением.
Одновременно Пинчук пояснил, что Безбородов нуждающимся в предоставлении жилого помещения (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы не признавался, а на момент увольнения с военной службы был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в Санкт-Петербурге. В настоящее время он жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечен. Перед исключением из списков личного состава воинской части заявитель служебное жилье по месту прохождения службы сдал, а (…) г. снялся с регистрационного учета в г. Гаджиево.
В силу того, что Безбородов имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы по состоянию здоровья, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, своего согласия на увольнение до обеспечения жильем по избранному месту жительства и без окончательного расчёта положенными видами довольствия не давал, законные основания для его увольнения с военной службы отсутствуют, в связи с чем, его доверитель должен быть восстановлен на военной службе до обеспечения его жилым помещением.
Представитель командующего Северным флотом просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснив, что вопреки мнениям Пинчука и Безбородова порядок увольнения последнего с военной службы нарушен не был. Заявитель был признан нуждающимся в получении жилья в избранном после увольнения месте жительства, отличном от места прохождения военной службы и будет им обеспечен в порядке очередности. Вопрос об обеспечении его жильем по месту службы перед командованием на момент увольнения он не ставил, более того, командиром войсковой части (…) в установленном порядке Безбородову был разъяснен порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск, а также было подготовлено ходатайство о предоставлении заявителю в качестве служебного жилья двухкомнатной квартиры в г. Гаджиево, однако, получить указанное ходатайство последний отказался. Кроме того, со стороны командования были предприняты все меры в пределах своих полномочий к обеспечению заявителя положенными видами довольствия, своевременно направив в довольствующий орган выписку из приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части.
Представитель командира войсковой части (…) требования заявителя не признал и с мнением Пинчука не согласился, пояснив, что порядок увольнения заявителя с военной службы не был нарушен, так как Безбородов сам изъявил желание быть уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, подав соответствующий рапорт, который был в последствии удовлетворен, а действующее законодательство при таких обстоятельствах не препятствует увольнению заявителя с военной службы.
Руководитель Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее ФКУ «ЕРЦ»), извещённый надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, при этом его представитель – Бирюкова О.В. в своих возражениях просила рассмотреть дело без её участия, кроме того требования заявителя не признала, указав, что на основании сведений, размещённых в базе данных, расчёт его денежным довольствием был произведён своевременно по дату исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав объяснения представителя заявителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, а также учитывая заключение помощника военного прокурора, который полагал в заявленных Безбородовым требованиях отказать, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что приказами командующего Северным флотом от (…) г. № (…), от (…) г. № (…), Безбородов досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части с (…) г. При этом его выслуга лет на военной службе в календарном исчислении составила более 17 лет.
Из возражений представителя руководителя ФКУ «ЕРЦ» и расчётного листка за (…) г., а также выписки по счету банковской карты заявителя усматривается, что в связи с состоявшимся исключением с (…) г. Безбородов был рассчитан денежным довольствием (…) г. в полном объеме.
Согласно сообщениям командира войсковой части (…) от (…) г. № (…), требованиям-накладным № (…) от (…) г., № (…) от (…) г., заявитель до исключения из списков личного состава воинской части был рассчитан вещевым и продовольственным имуществом в полном объёме. Задержка в получении окончательного расчета по вещевому имуществу произошла вследствие несвоевременной явки самого Безбородова на вещевой склад для реализации требований-накладных № (…).
Следовательно, командованием были предприняты необходимые меры для своевременного расчёта заявителя всеми видами довольствия в период прохождения им военной службы, получить которое своевременно в полном объеме заявитель не пожелал по собственной нерасторопности, а доводы заявителя и его представителя о том, что Безбородов не был в полном объеме обеспечен положенными при увольнении видами довольствия, являются несостоятельными.
Согласно п. 1 ст. 23 и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, военнослужащие без их согласия не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения по месту службы. В случае если военнослужащий избрал другой населенный пункт местом постоянного жительства после увольнения, он подлежит увольнению и обеспечивается жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные правовые нормы не содержат запрета на увольнение военнослужащего, если он признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства.
Как установлено в суде и подтверждается исследованной в судебном заседании копией решения начальника отдела (…) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №(…), заявитель (….) г. был установленным порядком признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в Санкт-Петербурге.
Из исследованного сообщения Муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» и адресного листка убытия усматривается, что Безбородов с (…) г. был обеспечен служебной трехкомнатной квартирой общей площадью (…) кв.м, расположенной по адресу: (…). Затем (…) г. был снят с регистрационного учета по данному адресу в связи с убытием в г. Севастополь. В период с (…) г. по настоящее время по вопросу предоставления жилого помещения на условиях социального или служебного найма не обращался, нуждающимся в получении жилья по месту прохождения военной службы установленным порядком не признавался.
Из рапорта Безбородова от (…) г., листов беседы от (…) г. видно, что он просил не увольнять его с военной службы и не исключать из списков воинской части до обеспечения жильем в избранном месте жительства, при этом заявитель отказывался от улучшения жилищных условий, то есть от получения жилого помещения по месту прохождения военной службы в г. Гаджиево.
Те обстоятельства, что Безбородов не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы и что он отказался от получения ходатайства командира войсковой части (…) от (…) г. № (…) о предоставлении ему жилого помещения в г. Гаджиево, косвенно свидетельствуют о его нежелании улучшить жилищные условия по месту прохождения военной службы.
Представитель заявителя пояснил, что Безбородов не обращался в уполномоченный орган ЗАТО Александровск для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы и на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоял. Это же обстоятельство подтвердил и представитель командира войсковой части (…) Федорин.
Из выписок из приказов командующего Северным флотом от (…) г. № (…) г. № (…) следует, что Безбородов бы уволен с военной службы как военнослужащий, не выполняющий условия контракта, а затем исключен из списков личного состава войсковой части (…).
Согласно выпискам из приказа командующего Северным флотом от (…) г. №(…) и №(…) на основании определения Северного флотского военного суда № (…) от (…) г., вступившего в законную силу с даты его вынесения, Безбородов был восстановлен на военной службе для дальнейшего ее прохождения.
Однако будучи восстановленным на военной службе, являясь военнослужащим войсковой части (…), исполняя все соответствующие обязанности, Безбородов сдал по собственной инициативе предоставленное на основании договора служебного найма жилое помещение по месту прохождения службы, осознанно ухудшив тем самым свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета в г. Гаджиево (…) г.
Позднее, в соответствии с заключением ВВК ФГКУ 1469 ВМКГ от (…), свидетельством о болезни № (…), утвержденным ВВКО ГЦ ВВЭ (…) г., Безбородов был признан негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности, и на основании рапорта от (…) г. был досрочно представлен к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, с момента снятия с регистрационного учета до возникновения основания увольнения Безбородов не предпринял никаких мер для улучшения жилищных условий в период прохождения службы, с вопросом о постановке на учет для получения жилого помещения по месту прохождения военной службы к командованию и в жилищные органы в установленном порядке не обращался, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по месту военной службы признан не был. Более того, заявитель (…) г., то есть до своего увольнения, решением №(…) был установленным порядком признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства. При этом по месту пребывания по адресу войсковой части (…) Безбородов зарегистрирован для соблюдения паспортного режима закрытого административно-территориального образования.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются показаниями сторон, а также исследованными материалами дела.
При таких данных нельзя признать нарушенными установленные п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» права Безбородова на обеспечение жильем, учитывая, что заявитель принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, следует признать, что нарушений прав заявителя на обеспечение жильем при увольнении с военной службы и исключении из списков воинской части не усматривается, а соответствующие приказы являются законным.
В связи с тем, что заявление Безбородова не подлежит удовлетворению, не подлежат к взысканию на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в его пользу и судебные расходы, связанные с обращением в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 98, 194-198, 258 ГПК РФ, военный суд,
решил:
в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части (…) капитан-лейтенанта запаса Безбородова Сергея Александровича об оспаривании действий командующего Северным флотом, командира войсковой части (…), руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с исключением из списков личного состава воинской части – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий по делу |
Д.В. Еремин |