Дело № 2-80/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года г. Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Карпуниной Н.М.,
помощнике судьи Отопковой И.В.,
с участием:
- истца Ступеньковой О.К.,
- представителя ответчика Асташиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ступеньковой О.К. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Ступенькова О.К. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, требуя взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию за отпуск при увольнении в размере 10 024 руб. 06 коп., денежную компенсацию за просрочку выплаты данной компенсации в размере 413 руб. 29 коп., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. В обоснование указывает, что работала заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам. 31 мая 2020 года служебный контракт с ней прекращен, она уволена с переводом на государственную службу иного вида. На момент вынесения приказа об увольнении она находилась и находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Отпуск по беременности и родам начался 18 февраля 2019 года и продлился до 07 июля 2019 года включительно, после чего она с 08 июля 2019 года ушла в ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 дней. На момент увольнения с гражданской службы остаток отпуска составлял 23 дня. В момент, когда она находилась в отпуске по беременности и родам, по электронной почте получила информацию о том, что за период с 23 июня 2018 года по 22 июня 2019 года остаток отпуска составил 37 дней. За отпуск продолжительностью 14 дней с 08 июля 2019 года по 21 июля 2019 года ей было оплачено работодателем 19 322 руб. 69 коп. (из расчета 1 380 руб. 19 коп. за день отпуска). Тем самым в момент увольнения ей должны были выдать компенсацию за отпуск за 23 дня, однако она получила 17 086 руб. 50 коп. (05 июня 20020 года), с чем не согласилась и обратилась сначала к ответчику неофициально, затем написала заявление. В своем ответе ответчик указал, что сделал расчет компенсации за отпуск из расчета среднего заработка по аналогии с расчетом отпуска для гражданского служащего. В расчет среднего заработка вошло пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, с чем она категорически не согласна. Она ушла в отпуск по беременности и родам в феврале 2019 года, соответственно для расчета среднего дневного заработка необходимо взять полностью отработанные месяцы. В данном случае для исчисления среднего дневного заработка необходимо применять п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», поскольку Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не регулируют вопросы расчета денежного содержания гражданского служащего при подсчете компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, если работе предшествовала не фактическая работа, а отпуск по уходу за ребенком. С учетом уплаченной суммы в размере 17 086 руб. 50 коп. сумма недоплаты составила 10 024 руб. 06 коп. Кроме того, с ответчика должны быть взысканы пени за просрочку выплаты денежной компенсации, начиная с 01 июня 2020 года, а также компенсация морального вреда. Находится в отпуске по уходу за ребенком, является матерью-одиночкой, вынуждена спорить с работодателем, что доставляет ей нравственные страдания.
В ходе судебного разбирательства истец Ступенькова О.К. увеличила исковые требования, просит суд взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию за отпуск при увольнении в размере 15 358 руб. 32 коп., пени за несвоевременную выплату за период с 01 июня 2020 года по 16 декабря 2020 года (включительно) 895 руб. 54 коп., единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 16 576 руб. 10 коп., пени за ее несвоевременную выплату за период с 01 июня 2020 года по 16 декабря 2020 года (включительно) в размере 966 руб. 56 коп., судебные расходы по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 1 700 руб., почтовые расходы в размере 199 руб. 24 коп. В части компенсации морального вреда требования оставила прежними.
Определением суда от 23 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба судебных приставов.
В судебном заседании истец Ступенькова О.К. уточненные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в расчет денежной компенсации не должны входить периоды, когда она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, нужно учитывать предшествующий им календарный год, когда она фактически работала, получала заработную плату и стимулирующие выплаты. Моральный вред обосновывает тем, что сумма, которую не доплатили, является для нее существенной, она одна воспитывает ребенка, вынуждена обращаться к адвокату и в суд. Когда производилась выплата компенсации, был полностью удержан подоходный налог, без учета налогового вычета в связи с рождением ребенка. Поскольку ответчику ею было предоставлено свидетельство о рождении ребенка, у бухгалтерии была обязанность осуществлять налоговый вычет при увольнении сотрудника. Перед уходом в отпуск по беременности и родам она считала нецелесообразным брать отпуск именно в тот период, рассчитывала отгулять неиспользованную часть отпуска после отпуска по уходу за ребенком. В 2019 году ей была предоставлена единовременная выплата к отпуску за 2018 год, в 2019 и в 2020 годах такая выплата ей не произведена.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области по доверенности Асташина Т.В. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, просит в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что сотрудники Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области являлись федеральными государственными гражданскими служащими по 31 мая 2020 года. Расчет компенсации за неиспользованный отпуск Ступеньковой О.К. был произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», размер денежного содержания исчислен с учетом индексации должностного оклада с 01 октября 2019 года. Поскольку Закон о государственной гражданской службе не содержит для гражданских служащих понятия «средний заработок», размер компенсации истцу рассчитывался аналогично порядку расчета отпуска гражданского служащего. Единовременная выплата к отпуску производится при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска исключительно по заявлению гражданского служащего либо в конце финансового года. При увольнении законом не предусмотрено такой выплаты. Выплата производится только один раз в год, при расторжении служебного контракта должна быть произведена только гражданским служащим, отработавшим полный календарный год. Кроме того, поскольку Ступенькова О.К. находилась в декретном отпуске, денежные средства на такую выплату имела право получить ФИО5, принятая временно на её должность. При предоставлении отпуска в 2019 году единовременная выплата истцу была произведена. Истец не предоставила доказательств причинения ей физических и нравственных страданий.
В судебное заседание представитель третьего лица Федеральной службы судебных приставов не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из следующего.
Судом установлено, что 23 июня 2015 года Ступенькова (Рябова) О.К. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сокольскому району; 01 августа 2016 года назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам; 30 сентября 2016 года переведена на должность заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам; 31 мая 2020 года освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 01 июня 2020 года принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; проходит службу по настоящее время.
Разрешая исковые требования в части взыскания недоплаченной денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.
Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении (письмо Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-4/10/В-1771 «О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Судом установлено, что по состоянию на дату увольнения 31 мая 2020 года с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом на государственную службу иного вида Ступеньковой О.К. не было использовано 26 дней отпуска, при увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 19 639 руб. 50 коп.
При этом расчет компенсации произведен ответчиком исходя из установленных истцу доплат и надбавок, фактически начисленных премий, материальной помощи и материального стимулирования за 12 предшествующих увольнению месяцев (с 01 июня 2019 года по 31 мая 2020 года).
Так, размер среднемесячной заработной платы для компенсации составил 22 132 руб. 21 коп., в расчет включены:
- должностной оклад – 5 472 руб.,
- оклад за классный чин – 1 735 руб.,
- ежемесячное денежное поощрение (100 %) – 5 472 руб.,
- надбавка за выслугу лет (15 %) – 820 руб. 80 коп.,
- надбавка за особые условия гражданской службы (105 %) – 5 745 руб. 60 коп.,
- районный коэффициент (15 %) – 2 886 руб. 81 коп.
В размер среднемесячной заработной платы для расчета компенсации ответчиком не включены: 1/12 ежемесячной материальной помощи и материальной помощи, 1/12 премий за выполнений особо важных и сложных заданий, 1/12 материального стимулирования с учетом районного коэффициента, поскольку за период с 01 июня 2019 года по 31 мая 2020 года данные выплаты истцу не производились ввиду нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.
С учетом коэффициента для расчета компенсации 29,3 среднедневной заработок для расчета компенсации за неиспользованный отпуск составил 755,36553 руб., компенсация за 26 дней неиспользованного отпуска – 19 639 руб. 50 коп.
Суд полагает данный расчет верным, соответствующим действующему законодательству, оснований для иного расчета компенсации за неиспользованный отпуск и удовлетворения требования о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск не находит.
Доводы истца о несогласии с расчетом суд отклоняет в силу следующего.
Ступенькова О.К. в обоснование этих доводов ссылается на то, что поскольку в период с 01 июня 2019 года по 31 мая 2020 года она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, не имела фактически начисленной заработной платы и фактически отработанных дней, расчет компенсации за неиспользованный отпуск следовало произвести из предшествующего периода, равного расчетному, на основании п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», поскольку Правилами исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, вопрос порядка расчета компенсации за неиспользованный отпуск федеральных гражданских служащих не урегулирован.
Как закреплено в п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», в случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.
Вместе с тем, в силу положений ст. 73 Закона о государственной гражданской службе федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной этим законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе оплата труда государственных гражданских служащих производится в виде денежного содержания.
Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих).
В силу подп. «а» п. 1 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в числе прочего, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Как предусмотрено пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу п. 4 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяется районный коэффициент в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В соответствии с п. 11 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих в случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, то исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода.
Как разъяснено в письме Минтруда России от 31 октября 2014 года № 18-1/В-815 «О порядке исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в связи с внесением изменений в статью 139 Трудового кодекса РФ», исчисление денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется в соответствии с п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих.
Суд соглашается с разъяснениями, изложенными в данном письме, полагает, что расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск должен производиться аналогично исчислению денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске на основании п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, то есть исходя из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом суд учитывает, что аналогичной правовой позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (определение от 08 февраля 2016 года № 58-КГ15-25).
Кроме того, суд принимает во внимание, что в случае предоставления по письменному заявлению Ступеньковой О.К. неиспользованных дней отпуска с последующим увольнением на основании ч. 13 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе расчет отпускных был бы произведен также в соответствии с п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, а не в большем размере.
Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 16 576 руб. 10 коп., суд приходит к следующему.
Как предусмотрено частью 11 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе, при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
В силу п.п. 3.1 и 3.2 Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 08 декабря 2006 года № 157, зарегистрированного в Минюсте России 10 января 2007 года за № 8724, при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании соответствующего заявления федерального государственного гражданского служащего. В случае непредоставления работникам ежегодного оплачиваемого отпуска в течение календарного года единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания выплачивается в конце финансового года на основании приказа директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации.
Согласно п. 5.22 служебного распорядка Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, являющегося приложением № 1 к приказу Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 19 сентября 2016 года № 528, при предоставлении служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания к части отпуска, превышающей 14 календарных дней.
Как видно из приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области № 992-ко от 24 июня 2019 года, Ступеньковой О.К. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период работы с 23 июня 2018 года по 22 июня 2019 года в количестве 14 дней с 08 июля 2019 года по 21 июля 2019 года с выплатой единовременной выплаты в размере двух окладов денежного содержания.
Поскольку единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска производится один раз в течение календарного года, учитывая, что при предоставлении отпуска в 2019 году такая выплата истцу произведена, принимая во внимание, что в 2020 году истцу не предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск, а в конце финансового года приказа о такой выплате руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области не принималось, с учетом того, что издание данного приказа является правом, а не обязанностью руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в рассматриваемой части.
Поскольку суд отказал в удовлетворении основных исковых требований о взыскании недополученной компенсации за отпуск и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, не подлежат удовлетворению и производные от них требования о взыскании пеней за несвоевременную выплату денежных средств, компенсации морального вреда, а также требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг адвоката и почтовых расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ступеньковой О.К. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Г. Закутина
Мотивированное решение суда составлено 27 января 2021 года.