Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6148/2021 ~ М-5887/2021 от 18.08.2021

УИД 10RS0011-01-2021-015358-26

(№ 2а-6148/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Аксеновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартынова В. Г. к Федеральной службе исполнения наказаний, заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний Розиной Е. Ю. о признании незаконным действия (бездействия) по вопросам, связанным с переводом в иное исправительное учреждение,

установил:

Мартынов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) по тем основаниям, что до заключения под стражу проживал в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением в ГСП-1 г.Москва о переводе в Ленинградскую область г.Санкт-Петербург, на что получил ответ от 17 ноября 2020 г. С аналогичным заявлением обращалась также супруга административного истца и получила аналогичный ответ. На основании изложенного, административный истец просит обязать ФСИН России осуществить его перевод из ФКУ ИК-9 в Ленинградскую область г.Санкт-Петербург.

Определением судьи от 19 августа 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Розина Е.Ю., в качестве заинтересованных лиц - УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.

Административный истец Мартынов В.Г., в судебном заседании не участвовал в связи с отсутствием технической возможности обеспечения видеоконференц-связи, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд, с учетом мнения, участвующих при рассмотрении дела лиц, полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца в данном судебном заседании.

Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Дагданова А.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик заместитель начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Розина Е.Ю., представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия согласно представленным письменным возражениям полагал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец Мартынов В.Г. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на основании приговора <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, и восьми преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок 12 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Административный истец Мартынов В.Г., уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, по данным паспорта и приговору суда зарегистрирован по адресу: <адрес>, до осуждения проживал по адресу: <адрес>.

Из справки по личному делу осужденного Мартынова В.Г. следует, что его дочь ФИО1 проживает в <адрес>, жена ФИО2 – в <адрес>, сестра ФИО3 – в <адрес>.

05 октября 2020 г. Мартынов В.Г. обратился с заявлением в порядке статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по вопросу перевода для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживают его родственники.

В письме заместителя начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России Розиной Е.Ю. от 2 ноября 2020 г. №ОГ-12-47362 указано, что заявление осужденного Мартынова В.Г. от 5 октября 2020 г. рассмотрено. Сообщено, что вопрос перевода Мартынова В.Г. в исправительное учреждение УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассматривается в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 №17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое». В случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания осужденным Мартыновым В.Г. в исправительном учреждении УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, вопрос о его переводе будет решен положительно.

До настоящего времени сведений о разрешении по существу обращения административного истца о его переводе в иное исправительное учреждение от УФСИН России в адрес административного истца не поступило, не представлены данные сведения и по запросу суда.

Оспариваемое решение Мартынов В.Г. получил 18 ноября 2020 г., административное исковое заявление направлено в суд 16 августа 2021 г.

Согласно положениям статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления подлежит восстановлению с целью реализации права на судебную защиту, а также, учитывая длительное бездействие административного ответчика ввиду нерассмотрения в полном объеме и по существу заявления административного ответчика от 5 октября 2020 г., в том числе на момент рассмотрения дела.

В силу пункта 4 статьи 5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации близкие родственники – это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Управлением делам ФСИН России было зарегистрировано обращение жены административного истца ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она указала, что вместе с ребенком проживает в г.Санкт-Петербурге, просила принять решение о переводе ее супруга Мартынова В.Г. из учреждения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия в исправительное учреждение в г. Санкт-Петербурге.

Из справки по свиданиям следует, что у административного истца были свидания с женой ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, от супруги административный истец получал посылки, передачи ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По общему правилу, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73, часть 1 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2.1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.

В силу части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В силу части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Из положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), рекомендаций № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» и правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15.11.2016 №24-П, от 28.12.2020 №50-П), Верховного Суда Российской Федерации (абзац первый пункта 19 постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дед, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, пункт 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), определение от 06.11.2019 № 5-КА19-51 и др.) и ЕСИЧ (постановления по жалобам №№ 35090/09, 35845/11, 45694/13 и 59747/14 «Полякова и другие против России», № 35061/04 «Абдулкадыров и Дахтаев против России» и др.) прямо следует, что защищаемое статьей 8 Конвенции право на уважение семейной жизни - это неотъемлемая часть прав заключенного, которые предоставляют ему власти, которые при необходимости должны оказать ему помощь в поддержании связи с близкими родственниками, в связи с чем государство обязано учитывать интересы осужденных и его родных, а также членов его семьи по вопросам семейных посещений, если это повлияет на его личную и семейную жизнь и выйдет за рамки «обычных» лишений и невзгод и ограничений, характерных для самого понятия о тюремном заключении.

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 07.03.2017 по делу «Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации» отметил, что для обеспечения уважения достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной Конвенции.

Таким образом, место отбывания наказания определяется законодателем не произвольно, а перечень исключительных обстоятельств, при которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое, с учетом положений международных правовых актов, не является исчерпывающим.

К таковым исключительным обстоятельствам может быть отнесена невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.

На указанные обстоятельства административный истец ссылался в заявлении о переводе, а так же указывает их в административном иске.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 № 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, согласно пункту 9 которого вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Как следует из норм приведенного выше порядка, перевод осужденных осуществляется по решению ФСИН России. При этом основанием для вынесения такого решения является мотивированное заключение территориального органа УИС о переводе. Заключение о переводе утверждается начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим. Утвержденное территориальным органом УИС заключение о переводе с материалами направляется во ФСИН России. К заключению о переводе должны прилагаться: характеристика; справка о поощрениях и взысканиях; письменное заявление осужденного на перевод; при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, - справка оперативного управления (отдела, группы) территориального органа УИС с указанием мер, принятых территориальным органом УИС для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; справка медико-санитарной части.

В материалы дела представлены подготовленное УФСИН России по Республике Карелия и направленные во ФСИН России на рассмотрение заявления административного истца о переводе в другое исправительное учреждение заключение от 5 ноября 2020 г., характеристика от 3 ноября 2020 г., справка о поощрениях и взысканиях от 3 ноября 2020 г., то есть подготовленные уже после ответа от 2 ноября 2020 г. на заявление административного истца, что свидетельствует о нарушении ФСИН России процедуры вынесения спорного решения.

Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что фактически обращение административного истца (в том числе при имеющемся аналогичном заявлении супруги) до настоящего времени не рассмотрено по существу, не рассмотрен также вопрос об объективной необходимости перевода Мартынова В.Г. для отбывания наказания в иное исправительное учреждение с точки зрения защиты его права на уважение семейной жизни и наличия соответствующей возможности, такие обстоятельства, как наличие у административного истца родственников, с которыми он поддерживает социально-полезные связи, место их проживания, их финансовые возможности посещать истца в объеме предоставленных ему законом свиданий при вынесении решения не выяснялись, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение следует признать незаконным.

В силу указаний постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Поскольку подлежащие установлению при вынесении решения о переводе обстоятельства не были исследованы и оценены административным ответчиком при разрешении заявления административного истца, а данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения заявления и подлежат обязательному установлению, а также поскольку суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, то суд приходит к выводу о том, что в данном случае способом восстановления прав административного истца является понуждение административного ответчика ФСИН России повторно рассмотреть обращение Мартынова В.Г. от 5 октября 2020 г. в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение, принятое заместителем начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний Розиной Е. Ю. в форме письма от 2 ноября 2020 г. №ОГ-12-47362 по результатам рассмотрения заявления Мартынова В. Г. от 5 октября 2020 г. о переводе для дальнейшего отбывания наказания в иное исправительное учреждение.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Мартынова В. Г. от 5 октября 2020 г.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний о результатах рассмотрения заявления Мартынова В. Г. сообщить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия и административному истцу в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,

в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2021 г.

2а-6148/2021 ~ М-5887/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мартынов Владимир Геннадьевич
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
заместитель начальника Управления исполнения проговоров и специального учета ФСИН России Розина Е.Ю.
Другие
УФСИН России по Республике Карелия
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
18.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее