Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-4/2019 (5-1117/2018;) от 07.12.2018

Дело № 5-4/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Смоленск                                  11 января 2019 года

    

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Макарова К.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении областного государственного бюджетного учреждения «Детская клиническая больница», юридический адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 16.

установил:

специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг и фармацевтической деятельности Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОГБУЗ «Детская клиническая больница» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выразившемся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в случае когда специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании представители ОГБУЗ «Детская клиническая больница» Шагаева Е.А. и Петрова Н.А. не признали вину учреждения в совершении административного правонарушения, указав, что в протоколе об административном правонарушении не указано каким образом нарушены нормы законодательства о лицензировании, не установлена вина учреждения.

Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области Киселева Н.А. полагала факт совершения административного правонарушения установленным.

Заслушав объяснения представителей ОГБУЗ «Детская клиническая больница», показания свидетеля, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

По правилам ч. 2 ст. 23.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Положениями ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с Примечанием к вышеуказанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу ч. 2 ст. 87 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определения показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций (ст. 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Как усматривается из представленных материалов, поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось то, что ДД.ММ.ГГГГ в стационар № 2 ОГБУЗ «Детская клиническая больница» по адресу: <адрес> был госпитализирован ребенок ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с целью исключения <данные изъяты>, рентгенологическое исследование было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. Ребенку была проведена предварительная подготовка, процедурной медицинской сестрой педиатрического отделения № 2 в желудок ребенка был введен интраназальный зонд для проведения исследования с бариевой смесью. При введении контрастной взвеси (Бар-ВИПС 5 мг с 10 % раствором глюкозы в количестве 50 мл.), ребенок срыгнул, несмотря на это взвесь продолжали вводить и в конце введения у ребенка появилась синюшность по всему телу, после чего лечащим врачом были проведены необходимые реанимационные мероприятия на месте, произведено удаление вещества из верхних дыхательных путей, подача увлажненного кислорода, искусственная вентиляция легких, затем он был доставлен в ОГБУЗ «СОДКБ» и госпитализирован в реанимационное отделение.

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области в отношении ОГБУЗ «Детская клиническая больница» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу учреждением допускается нарушение лицензионных требований, что было выявлено при проведении внеплановой документарной проверки Департаментом Смоленской области по здравоохранению.

Как указано в протоколе, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» осуществляет медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных ст.7, подп.2 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Согласно заключению проведенной Департаментом Смоленской области по здравоохранению внеплановой документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОГБУЗ «Детская клиническая больница» по факту оказания медицинской помощи малолетнему ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в ходе проверки был выявлен ряд нарушений в организации и оказании медицинской помощи.

По результатам проведения проверки должностным лицом административного органа Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которому юридическому лицу вменены следующие грубые нарушения лицензионных требований и условий.

В стационаре специализированное рентгенологическое исследование было назначено ребенку очень рано (на 2-й день госпитализации), до выполнения полного обследования и динамического наблюдения. В медицинской документации отсутствует обоснование диагноза и выбора метода обследования. Обследование было назначено без коллегиального решения лечащего врача, заведующего отделением, врача рентгенолога о выборе метода введения и вида контрастного вещества. Допущены нарушения процедурной медицинской сестрой в процедуре постановки желудочного зонда в части соблюдения мер предосторожности: на желудочном зонде не была поставлена метка, обозначающая глубину его введения, зонд не был зафиксирован. При проведении рентгенологического исследования Пастухову Максиму врачом-рентгенологом не было обеспечено должной безопасности: не предусмотрена возможность развития осложнения установки назогастрального зонда, не обеспечены мероприятия по предотвращению возможной аспирации бариевой смеси ребенком. Установить истинную причину аспирации контрастного вещества не представляется возможным. Ухудшение состояния ребенка, вероятнее всего, произошло вследствие аспирации бариевой смеси, находящейся в ротовой полости после срыгивания или нарушения техники постановки зонда и введения бариевой смеси.

Вместе с тем, данные нарушения порядка оказания медицинской помощи не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности; объективная сторона этого правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не носящей коммерческого характера, с грубым нарушением требований или условий лицензии.

В соответствии с подп. 47 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

В соответствии с п. 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, подпунктом «б» пункта 5 Положения одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности является соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Актом плановой проверки, проведенной Департаментом Смоленской области по здравоохранению ДД.ММ.ГГГГ, не установлено нарушений в соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (л.д.104-111).

Допрошенная в качестве свидетеля по делу начальник отдела ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности управления ведомственного контроля и анализа медицинской деятельности Департамента Смоленской области по здравоохранению ФИО8. суду пояснила, что предметом проведенной Департаментом Смоленской области по здравоохранению проверки не являлся внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности учреждения, поскольку данный вопрос относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области.

Как следует из материалов дела, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Департаментом Смоленской области по здравоохранению.

Из материалов дела следует, что в ОГБУЗ «Детская клиническая больница» имеется приказ главного врача от ДД.ММ.ГГГГ «О внутреннем контроле качества оказания медицинской помощи», положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, журнал ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (л.д. 153).

    В протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составленном 03 декабря 2018 года в отношении ОГБУЗ «Детская клиническая больница», отсутствует указание на нарушение учреждением конкретных норм законодательства о лицензировании.

Выявленные в ходе проверки, проведенной Департаментом Смоленской области по здравоохранению нарушения, касающиеся качества оказания медицинской помощи, не являются основанием для привлечения ОГБУЗ «Детская клиническая больница» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, исходя из положений части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не могут быть отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований, а именно установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Недостатки оказания медицинской помощи медицинским персоналом ОГБУЗ «Детская клиническая больница» не свидетельствуют о грубом нарушении учреждением лицензионных требований о соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, то есть не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «Детская клиническая больница» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, 24.5 КоАП РФ, суд

постановил:

прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении областного государственного бюджетного учреждения «Детская Клиническая больница» (юридический адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 16) на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья     К.М. Макарова

5-4/2019 (5-1117/2018;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
ОГБУЗ "Детская клиническая больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Макарова К.М.
Статьи

ст.19.20 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
10.12.2018Передача дела судье
11.12.2018Подготовка дела к рассмотрению
20.12.2018Рассмотрение дела по существу
24.12.2018Рассмотрение дела по существу
10.01.2019Рассмотрение дела по существу
11.01.2019Рассмотрение дела по существу
18.01.2019Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
29.01.2019Вступление постановления (определения) в законную силу
30.01.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
14.03.2019Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее