Дело № ...RS0004-01 -2021 -00003 3 -06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 февраля 2021 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Чаловой Н.В., при секретаре Поспелове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цепенкова В. А. к администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
установил:
Цепенков В.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 г. распоряжением администрации Кондопожского муниципального района № ...- р передан на воспитание в приемную семью Никитиной И.Г. Распоряжением Главы администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ за ним закреплена жилая площадь по адресу: ......... В настоящее время в жилом доме общей площадью 51,3 кв.м зарегистрировано 6 человек, условий для его проживания в указанном жилом помещении нет. Указывает, что включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Кондопожского муниципального района. С момента обращения к ответчику его право на предоставление жилого помещения не реализовано. Просит обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в ........, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированого жилищного фонда, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что факт невозможности проживания в жилом помещении по ........ в ........ установлен постановлением администрации Кондопожского муниципального района. В настоящее время жилым помещением не обеспечен.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном отзыве представитель указал на несогласие с иском. Не оспаривая право истца на получение жилого помещения, полагает администрация не является надлежащим ответчиком по делу. Указывает, что финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских
округов из бюджета Республики Карелия. Предоставленная субвенция недостаточна для приобретения истцу жилого помещения.
Министерство социальной защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с чЛ ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о дополнительных гарантиях).
В соответствии с п.1 ст.8 Закона о дополнительных гарантиях детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
2
предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно положениям ст.3.1 Закона Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от ХХ.ХХ.ХХ № ...-ЗРК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона от ХХ.ХХ.ХХ № ...-ЗРК и п.п.З, 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Главы администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р малолетний Цепенков В.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, определен в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (МОУ Детский дом администрации Кондопожского муниципального района). За ним закреплена жилая площадь по адресу: .........
Распоряжением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р малолетний Цепенков В.А. передан на воспитание в приемную семью Никитиной И.Г.
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... установлен факт невозможности проживания Цепенкова
з
В.А., относящегося к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированного в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ........ и являющегося собственником 1/6 доли, площадь которой является меньше по отношению к установленной учетной норме площади жилого помещения приходящейся на одного человека, в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение. Цепенков В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ответу администрации Кондопожского муниципального района в адрес Цепенкова В.А., истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ........ под № ....
При вынесении решения суд принимает во внимание, что федеральное и региональное законодательство в сфере рассматриваемых отношений, устанавливая необходимость формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, не предусматривает очередность предоставления жилого помещения с учетом времени включения в список, образования задолженности по жилищному обеспечению или исходя из другого критерия. Наличие списка служит цели предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья. Также реализация права истца на обеспечение жилым помещением не может ставиться в зависимость от бюджетного финансирования и взаимоотношений органа местного самоуправления с региональными и федеральными органами власти.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая, что ответчиком установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и удовлетворяет требования истца.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов в размере 3000 руб., понесенных в связи с составлением искового заявления.
Согласно ст.94 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в т.ч. расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно статье 94 ГПК РФ относятся и расходы на оплату услуг представителей.
В силу положений ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Факт несения истцом расходов подтверждается представленной в
4
материалы дела квитанцией № ... от ХХ.ХХ.ХХ на сумму 3000 руб., выданной индивидуальным предпринимателем Рабоченко Н.И. за оказание юридических услуг по составлению искового заявления.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в п.п.11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ... «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», оценив представленные доказательства, подтверждающие фактически понесенные заявителем расходы, а также конкретные обстоятельства, характер, категорию и сложность
рассматриваемого спора, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, суд считает разумными расходы Цепенкова В.А. на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб.
На основании ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района
Республики Карелия предоставить Цепенкову В. А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в границах ........ Республики Карелия, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не менее нормы предоставления, по договору найма специализированного жилого помещения.
Взыскать с администрации Кондопожского муниципального района в пользу Цепенкова В. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по составлению искового заявления в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.В. Чалова
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.
5