№ 2-2839/2021 <данные изъяты>
УИД:36RS0006-01-2021-003993-77
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
представителя истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Баркаловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Гордиенко Юлии Сергеевне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение – <адрес> для обследования на предмет осуществления самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения,
установил:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 17.02.2021 в жилищную инспекцию поступило обращение гр-на ФИО1 о проведенной перепланировке <адрес> ее собственником – Гордиенко Ю.С.; в целях проверки поступившей информации жилищной инспекцией в адрес ответчика, являющегося собственником указанной квартиры, направлено уведомление № 1128-13 от 23.04.2021 о необходимости 01.06.2021 предоставить доступ в квартиру с целью ее обследования, но в назначенное время доступ в квартиру ответчиком обеспечен не был, о чем составлен акт от 01.06.2021 № 02-05/1002, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 4-6).
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Баркалова Л.В. заявленные исковые требования поддержала, просит суд их удовлетворить.
Ответчик Гордиенко Ю.С.в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена по всем имеющимся у суда адресам, в том числе по месту регистрации, судебная корреспонденция возвращена в адрес суд по истечении срока хранения. Сведений об уважительности причин неявки суду не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом положений части 2 статьи 117 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, если судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения.
Суд, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства. Представитель истца в судебном заседании не возражала рассмотреть дело в порядке заочного производства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Гордиенко Ю.С. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 16.04.2021 (л.д. 10-14).
17.02.2021 в жилищную инспекцию поступило обращение ФИО1 о проведенной перепланировке <адрес> ее собственником – Гордиенко Ю.С. (л.д.8).
В целях проверки поступившей информации жилищной инспекцией в адрес ответчика, являющегося собственником указанной квартиры, направлено уведомление № 1189-13 от 29.04.2021 о необходимости 01.06.2021 предоставить доступ в квартиру с целью ее обследования (л.д.17-18), но в назначенное время доступ в квартиру ответчиком обеспечен не был, о чем составлен акт от 01.06.2021 № 02-05/1002 (л.д. 23-25).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Статья 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в частности Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В силу подп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пунктом 85 вышеуказанных Правил установлен порядок осуществления исполнителем проверки, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493задачами государственного жилищного надзора являются, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п.2). Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.3). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (п.4). В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения (п.6). В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.10). Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (п. 1.1.1). Основными задачами инспекции является в том числе, деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством (п. 2). Инспекция исполняет государственные функции, в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (п. 3.1.1). Инспекция вправе, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю (п. 4.2.2).
В соответствии с Законом Воронежской области от 14.12.2017 № 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (ст.2). Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области (ст.4).
В силу приведенных выше положений законодательства истец, как орган государственного жилищного надзора, вправе требовать доступ в квартиру ответчика в целях проверки поступившего обращения по поводу самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения, при этом суд учитывает, что обращение является основанием для проведения проверки, так как оно касается возможного нарушения прав потребителей или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или факта причинения такого вреда.
Указанные Правила и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, равно как и ЖК РФ, не содержат ограничений прав органов регионального государственного жилищного надзора по проведению проверок с осмотром помещений, связанных с ранее проведенными иными контролирующими органами проверками.
Права ответчика, как собственника жилого помещения, ограничены в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ, п. 4 ст. 17 и п. 4 ст. 30 ЖК РФ в той мере, в какой осуществление ответчиком своих прав может нарушить законные интересы проживающих в доме граждан. Право государственной жилищной инспекции Воронежской области требовать обеспечения доступа в жилое помещение для обследования обусловлено наличием у указанной организации полномочий по жилищному надзору.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК РФ, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Согласно обращению, поступившему в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области от ФИО1, в жилом помещении, принадлежащем ответчику, произведена незаконная перепланировка.
Ответчиком доступ в жилое помещение для проверки поступившей информации о проведенной перепланировке в нарушение норм действующего законодательства не обеспечен.
Исходя из того, что указанное бездействие ответчика препятствует надлежащему выполнению истцом своих обязательств по жилищному надзору за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Кроме того, бездействие ответчика ставит под угрозу надежность и безопасность многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья жильцов дома, данное бездействие ответчика нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для его обследования на предмет выявления его самовольной перепланировки и (или) переустройства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Гордиенко Юлию Сергеевну предоставить Государственной жилищной инспекции Воронежской области доступ в <адрес>.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в суд, принявший такое решение в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Панин С.А.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 27 октября 2021 года.
№ 2-2839/2021 <данные изъяты>
УИД:36RS0006-01-2021-003993-77
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
представителя истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Баркаловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Гордиенко Юлии Сергеевне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение – <адрес> для обследования на предмет осуществления самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения,
установил:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 17.02.2021 в жилищную инспекцию поступило обращение гр-на ФИО1 о проведенной перепланировке <адрес> ее собственником – Гордиенко Ю.С.; в целях проверки поступившей информации жилищной инспекцией в адрес ответчика, являющегося собственником указанной квартиры, направлено уведомление № 1128-13 от 23.04.2021 о необходимости 01.06.2021 предоставить доступ в квартиру с целью ее обследования, но в назначенное время доступ в квартиру ответчиком обеспечен не был, о чем составлен акт от 01.06.2021 № 02-05/1002, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 4-6).
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Баркалова Л.В. заявленные исковые требования поддержала, просит суд их удовлетворить.
Ответчик Гордиенко Ю.С.в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена по всем имеющимся у суда адресам, в том числе по месту регистрации, судебная корреспонденция возвращена в адрес суд по истечении срока хранения. Сведений об уважительности причин неявки суду не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом положений части 2 статьи 117 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, если судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения.
Суд, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства. Представитель истца в судебном заседании не возражала рассмотреть дело в порядке заочного производства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, ответчик Гордиенко Ю.С. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 16.04.2021 (л.д. 10-14).
17.02.2021 в жилищную инспекцию поступило обращение ФИО1 о проведенной перепланировке <адрес> ее собственником – Гордиенко Ю.С. (л.д.8).
В целях проверки поступившей информации жилищной инспекцией в адрес ответчика, являющегося собственником указанной квартиры, направлено уведомление № 1189-13 от 29.04.2021 о необходимости 01.06.2021 предоставить доступ в квартиру с целью ее обследования (л.д.17-18), но в назначенное время доступ в квартиру ответчиком обеспечен не был, о чем составлен акт от 01.06.2021 № 02-05/1002 (л.д. 23-25).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Статья 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в частности Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В силу подп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Пунктом 85 вышеуказанных Правил установлен порядок осуществления исполнителем проверки, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.
В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493задачами государственного жилищного надзора являются, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п.2). Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.3). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (п.4). В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения (п.6). В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п.10). Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (п. 1.1.1). Основными задачами инспекции является в том числе, деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством (п. 2). Инспекция исполняет государственные функции, в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (п. 3.1.1). Инспекция вправе, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю (п. 4.2.2).
В соответствии с Законом Воронежской области от 14.12.2017 № 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (ст.2). Исполнительные органы государственной власти Воронежской области осуществляют полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 1 января 2018 года. С 1 января 2018 года законы Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону Воронежской области (ст.4).
В силу приведенных выше положений законодательства истец, как орган государственного жилищного надзора, вправе требовать доступ в квартиру ответчика в целях проверки поступившего обращения по поводу самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения, при этом суд учитывает, что обращение является основанием для проведения проверки, так как оно касается возможного нарушения прав потребителей или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или факта причинения такого вреда.
Указанные Правила и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, равно как и ЖК РФ, не содержат ограничений прав органов регионального государственного жилищного надзора по проведению проверок с осмотром помещений, связанных с ранее проведенными иными контролирующими органами проверками.
Права ответчика, как собственника жилого помещения, ограничены в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ, п. 4 ст. 17 и п. 4 ст. 30 ЖК РФ в той мере, в какой осуществление ответчиком своих прав может нарушить законные интересы проживающих в доме граждан. Право государственной жилищной инспекции Воронежской области требовать обеспечения доступа в жилое помещение для обследования обусловлено наличием у указанной организации полномочий по жилищному надзору.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Содержание принципа состязательности раскрывают нормы ГПК РФ, закрепленные в ст. 35, 56, 57, 68, 71 и др.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия. Принцип состязательности состоит в том, что стороны гражданского процесса обязаны сами защищать свои интересы: заявлять требования, приводить доказательства, обращаться с ходатайствами, а также осуществлять иные действия для защиты своих прав.
Согласно обращению, поступившему в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области от ФИО1, в жилом помещении, принадлежащем ответчику, произведена незаконная перепланировка.
Ответчиком доступ в жилое помещение для проверки поступившей информации о проведенной перепланировке в нарушение норм действующего законодательства не обеспечен.
Исходя из того, что указанное бездействие ответчика препятствует надлежащему выполнению истцом своих обязательств по жилищному надзору за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Кроме того, бездействие ответчика ставит под угрозу надежность и безопасность многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья жильцов дома, данное бездействие ответчика нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для его обследования на предмет выявления его самовольной перепланировки и (или) переустройства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Гордиенко Юлию Сергеевну предоставить Государственной жилищной инспекции Воронежской области доступ в <адрес>.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в суд, принявший такое решение в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Панин С.А.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 27 октября 2021 года.