Дело № 2-10311/13 (25)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 03.12.2013 года)
г. Екатеринбург 28 ноября 2013 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Докшиной Е.Н. при секретаре судебного заседания Чуфелиной О.Н. с участием:
- представителя истца Самойловой Е.В. – Батырева Д.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой (Воронковой) Е.В, к ОАО «ГСК «Югория» о взыскании страхового возмещения,
У С Т А Н О В И Л:
Самойлова Е.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к ОАО «ГСК «Югория» о взыскании страхового возмещения.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> к производству суда приняты уточненные исковые требования.
В обоснование заявленных требований истец указала, что <дата> между Самойловой (Воронковой) Е.В. и ОАО «ГСК «Югория» заключен договор добровольного страхования транспортных средств в отношении принадлежащего ей автомобиля «<данные изъяты> на страховую сумму <данные изъяты> 00 копеек со сроком действия договора с <дата> по <дата> года, франшиза не предусмотрена условиями договора страхования, страховая премия уплачена в полном объеме. Выгодоприобретатель – по риску «Ущерб» страхователь, по крупным рискам «Угон/Конструктивная гибель» выгодоприобретатель – ОАО «Сбербанк».
<дата> года, то есть в период действия договора страхования, с участием застрахованного автомобиля «Вольво<данные изъяты> произошло ДТП, в результате которого застрахованному имуществу причинен материальный ущерб. Страховщиком ОАО «ГСК «Югория» страхователю Самойловой Е.В. по данному страховому событию выплачено страховое возмещение в размере <данные изъяты> 00 копеек. Согласно заключения № от <дата> года, составленного ООО «Центральное бюро экспертизы и оценки» стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет <данные изъяты> 62 копейки.
Истец Самойлова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена в срок и надлежащим образом.
Представитель истца Самойловой Е.В. – Батырев Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал. Просит суд взыскать с ОАО «ГСК «Югория» в пользу истца страховое возмещение в размере <данные изъяты> 62 копейки, неустойку в размере <данные изъяты> 62 копейки, расходы по составлению заключения в размере <данные изъяты> 00 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> 00 копеек. Не возражает против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства с вынесением заочного решения.
Представитель ответчика ОАО «ГСК «Югория» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом и в срок, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела в суд не представил, возражений относительно заявленных исковых требований в суд не поступило. При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и вынести заочное решение.
В соответствии со ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
На основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании ст. ст. 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смысла договора в целом.
В силу со ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах оговоренной договором суммы (страховой суммы).
На основании ст. 930 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может быть застраховано в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, <дата> между Самойловой (Воронковой) Е.В. и ОАО «ГСК «Югория» заключен договор добровольного страхования транспортных средств в отношении принадлежащего ей автомобиля «<данные изъяты> на страховую сумму <данные изъяты> 00 копеек со сроком действия договора с <дата> по <дата> года, франшиза не предусмотрена условиями договора страхования, страховая премия уплачена в полном объеме. Выгодоприобретатель – по риску «Ущерб» страхователь, по крупным рискам «Угон/Конструктивная гибель» выгодоприобретатель – ОАО «Сбербанк». Неотъемлемой частью настоящего договора являются Правила добровольного страхования транспортных средств.
<дата> года, то есть в период действия договора страхования, с участием застрахованного автомобиля «<данные изъяты> произошло ДТП, в результате которого застрахованному имуществу причинен материальный ущерб.
Страховщиком ОАО «ГСК «Югория» страхователю Самойловой Е.В. по данному страховому событию выплачено страховое возмещение в размере <данные изъяты> 00 копеек.
Согласно заключения № от <дата> года, составленного ООО «Центральное бюро экспертизы и оценки», представленного истцом в обоснование своей позиции, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца, <дата> выпуска, без учета износа составляет <данные изъяты> 62 копейки, расходы по составлению заключения – <данные изъяты> 00 копеек.
По смыслу закона и Правил страхования транспортных средств договор добровольного страхования заключается с целью сохранения имущества (транспортного средства) и его восстановления в случае наступления страхового случая.
По мнению суда, в заключении № от <дата> года, составленного ООО «Центральное бюро экспертизы и оценки» наиболее полно исследованы стоимость автомобиля с учетом износа и технического состояния, нормативы трудоемкости работ, нормы расходов основных и вспомогательных материалов по ремонту автомобиля. Стоимость восстановительного ремонта, указанная в данном экспертном заключении, в большей степени соответствует повреждениям автомобиля, в том числе стоимость нормочасов, необходимых для восстановления автомобиля истца, находящегося на гарантии и подлежащего ремонту у официального дилера, что в противном случае приведет к потере гарантии, что подтверждается исследованными в ходе судебного заседания письменными доказательствами.
Таким образом, с ответчика ОАО «ГСК «Югория» в пользу Самойловой Е.В. надлежит взыскать страховое возмещение в размере <данные изъяты> 62 копейки (<данные изъяты> 62 копейки + <данные изъяты> 00 копеек - <данные изъяты> 00 копеек).
Оценивая заявленные исковые требования о взыскании неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», суд приходит к следующему.
Отношения по страхованию урегулированы главой 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела", а также специальными законами об отдельных видах страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Целью страхования при заключении договора имущественного страхования является погашение за счет страховщика риска имущественной ответственности перед другими лицами, или риска возникновения иных убытков в результате страхового случая.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что положения ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не применимы к отношениям, регулируемым договором страхования и нормами Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». При этом, указание Пленума Верховного Суда Российской Федерации на то обстоятельство, что на отношения сторон распространяются нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не следует толковать расширительно, поскольку Закон «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами. При этом следует учесть тот факт, что на отношения сторон, вытекающие из договора страхования, распространяются нормы специальных законов – Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание, что законами, непосредственно регулирующими отношения, вытекающие из договоров страхования, взыскание неустойки не предусмотрено, суд полагает, что в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании неустойки надлежит отказать.
В силу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из договора на оказание услуг от <дата> года, заключенного между Самойловой Е.В. и Батыревым Д.В., стоимость услуг по договору составляет <данные изъяты> 00 копеек, что подтверждается распиской.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата> №355-О указал, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации и на сохранение баланса между правами лиц, участвующих в деле. При этом суд не вправе уменьшать размер сумм на оплату услуг представителя произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с него расходов.
В целях соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, принимая во внимание доказанность понесенных Самойловой Е.В. расходов на оплату услуг представителя, учитывая размер взыскиваемой суммы, количество судебных заседаний, суд считает требование Самойловой Е.В. подлежащим удовлетворению частично, а поэтому с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> 00 копеек.
П. 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № от <дата> установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Самойлова Е.В. обращалась к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения, аналогичным по содержанию заявленным исковым требованиям, приложив необходимый пакет документов, однако требования потребителя, истца по настоящему делу не были удовлетворены. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере <данные изъяты> 31 копейка, исходя из размера удовлетворенных исковых требований.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 333.19. Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «ГСК «Югория» в доход местного бюджета надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> 08 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самойловой (Воронковой) Е.В, к ОАО «ГСК «Югория» о взыскании страхового возмещения, удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «ГСК «Югория» в пользу Самойловой Е.В, страховое возмещение в размере <данные изъяты> 62 копейки, расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> 00 копеек, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере <данные изъяты> 31 копейка, всего на общую сумму <данные изъяты> 93 копейки.
В удовлетворении остальных исковых требований Самойловой Е.В, к ОАО «ГСК «Югория», отказать.
Взыскать с ОАО «ГСК «Югория» в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> 08 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения (получения) копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н. Докшина