Дело № 2-4601/19 (11) 66RS0004-01-2019-005337-25
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 29 августа 2019 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.В., при секретаре судебного заседания Семенчук А.М.,
с участием истца Бучинского К.Д., представителя ответчика по доверенности от 10.04.2019 - Гибовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бучинского Константина Данииловича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности по назначению страховой пенсии досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Бучинский К.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области (далее по тексту Управление) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 15.02.2019 обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении пенсии было отказано по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Управлением в специальный стаж не зачтены периоды трудовой деятельности с <//> по <//> в должности мастера строительного участка № в «УМР-5 треста «Спецстроймеханизация №» <адрес>; с <//> по <//> в должности прораба наружных трубопроводов, далее прораба сантехнических работ и вентиляции в Государственном кооперативном малом предприятии «Энергия». Полагает отказ незаконным, поскольку в период с <//> по <//> он фактически работал прорабом строительно-монтажных работ, работа непосредственно была связана со строительством наружных сетей промышленных сооружений, что является основанием для включения указанного периода по списку №, что подтверждается архивной справкой, полученной из МАУ «Комсомольский-на-Амуре городской архив». В период с <//> по <//> также выполнялись работы по строительству и устройству наружных сетей к строящимся жилым домам и канализационной напорной станции в микрорайоне «Дружба» <адрес>, однако уточняющие справки в настоящее время получить не удалось.
Просил признать решение Управления от <//> № незаконным, включить периоды работ с <//> по <//>, <//> по <//> в должности прораба в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту, возложить на Управление обязанность назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения с заявлением о ее назначении.
Истец Бучинский К.Д. доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Управления - Гибова Т.В., действующая по доверенности от 10.04.2019, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя ответчика, суд определил рассмотреть дело при данной явки.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях№ (далее по тексту Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции, действовавшей на момент обращения истца). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1настоящей статьи,правилаисчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и 26.09.1967 о льготах лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.111967 № 1029, Комсомольск-на-Амуре включен в указанный перечень.
В соответствии со ст. 33 Закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В число работников, занятых непосредственно на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, перечисленных в Списке №2, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение по перечню профессий и должностей, предусмотренных в разделе XXXVII Списка №2, подразделом «б» предусмотрен мастер строительных и монтажных работ.
В разделе XXXIX списка № 2, ранее действующего законодательства до 01.01.1992, предусмотрена должность мастер (десятники), занятые на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников, коммуникаций. Ремонтные работы не предусмотрены.
Должностные обязанности «мастера строительных и монтажных работ» это полное наименование должности в соответствии с общесоюзным (общероссийским) классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, должностные обязанности которого приведены в Квалификационных характеристиках должностей, руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, предусмотренных Едиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
Как установлено судом, истец <//> обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от <//> № в назначении досрочной страховой пенсии отказано, при этом в стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ – 09 лет 08 месяцев, 08 дней, стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 20 лет 02 месяца 25 дней, страховой стаж - 30 лет 00 месяцев 19 дней.
Не зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды с <//> по <//> в должности мастера строительного участка № в «УМР-5 треста «Спецстроймеханизация №» <адрес>; с <//> по <//> в должности прораба наружных трубопроводов, далее прораба сантехнических работ и вентиляции в Государственном кооперативном малом предприятии «Энергия».
Так период с <//> по <//> не зачтен, поскольку документами не подтверждена занятость на соответствующих видах работ, предусмотренных р. XXVII Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 516, п. 3 Порядка подтверждения периодов работ от 31.03.2011 № 258н.
Вместе с тем, как следует из копии трудовой книжки истца он в период с <//> по <//> работал в УМР-5 треста «Спецстроймеханизация №» <адрес> в должности мастера строительного участка.
Согласно полученной истцом архивной копии исторической справки по УМР-5 треста «Спецстроймеханизация-2» основными видами деятельности Управления механизированных работ (УМР) № треста «Спецстроймеханизация» являлись работы по устройству магистральных сетей (водопровод, канализация, теплотрассы), нулевые циклы, земляные работы по благоустройству, дорожное строительство, строительство объектов промышленно-производственного назначения. Зоной деятельности управления являлся <адрес>.
Исходя из анализа представленных документов, в том числе копии трудовой книжки истца, справки МАУ «Комсомольский-на-Амуре городской архив» от 10.04.2019 № 1110 л.с., ответа МАУ «Комсомольский-на-Амуре городской архив» от 26.06.2019 № 1847 л.с., суд приходит к выводу о том, что исходя из представленной уточняющей справки МАУ «Комсомольский-на-Амуре городской архив» от <//>, истец, занимая должность мастер строительного участка, фактически выполнял работу, соответствующую характеристикам работ, приведенной в КСДС для мастера строительных и монтажных работ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истца с <//> по <//> (05 месяцев 15 дней) в УМР-5 треста «Спецстроймеханизация №» <адрес> в должности мастера строительного участка подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, соответственно решение Управления в данной части является незаконным.
В трудовой книжке истца также отражен период работы с <//> по <//> в должности прораба наружных трубопроводов, далее прораба сантехнических работ и вентиляции в Государственном кооперативном малом предприятии «Энергия».
Вместе с тем, документов, а также иных сведений, подтверждающих вид деятельности, осуществляемый Государственном кооперативном малом предприятии «Энергия», а также характер работ, выполняемой истцом в указанной период, соответствующих п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право надосрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 31.03.2011 № 258н, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в данной части. Решение Управления по не включению указанного периода суд признает обоснованным.
Учитывая, что при включении периода работы с <//> по <//> страховой стаж истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ составит 10 лет 01 месяц 23 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера составит более 20 лет, который дает право уменьшить на пять лет возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, страховой стаж истца составил более 30 лет, имеются основания для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с наличием у истца отработанного стажа в определенной должности и необходимого размера ИПК, что стороной ответчика не оспаривалось, с даты обращения – <//>, то есть с момента возникновения указанного права.
Поскольку необходимые условия, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии, у истца имелись до <//>, уже по состоянию на <//> (по достижению 50 лет), суд полагает, что право на получение пенсии у истца не зависит от даты обращения, оснований для применения Федерального закона от <//> № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бучинского Константина Данииловича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, возложении обязанности по назначению страховой пенсии досрочно удовлетворить частично.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 15.05.2019 № 245344/19 признать незаконным частично.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области обязанность включить в специальный страховой стаж Бучинского Константина Данииловича периоды работы с 19.08.1991 по 03.02.1992 в должности мастера строительного участка № 2 в «УМР-5 треста «Спецстроймеханизация №2».
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области обязанность назначить и выплачивать Бучинскому Константину Данииловичу досрочную страховую пенсию по старости с 15.02.2019.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Н.В.Киприянова