РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2016 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Курганове Д.Г.,
с участием помощника прокурора г. Тулы Масловой О.Л., представителя ответчика администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Бушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-540/2016 по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Тула, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет, зарегистрировать право муниципальной собственности,
установил:
прокурор города Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения требований земельного законодательства, а также законодательства об учете муниципальной собственности на земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью, прокуратурой города Тулы установлено, что в собственности муниципального образования город Тула находится нежилое здание (котельная) общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ указанная котельная отапливает объекты городской инфраструктуры.
Однако земельный участок, на котором расположена котельная, являющаяся собственностью муниципального образования город Тулы, на кадастровый учет в нарушение норм действующего законодательства не поставлена, право собственности на нее за муниципальным образованием город Тула не зарегистрировано.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования город Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы произвести необходимые действия для постановки земельного участка, используемого нежилым зданием – котельной общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, на кадастровый учет в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; произвести действия, необходимые для регистрации права муниципальной собственности в течение месяца со дня постановки земельного участка, используемого данным нежилым зданием.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тулы Тульской области Маслова О.Л. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Бушин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав на то, что согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Здание котельной общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тула, следовательно, земельный участок, который располагается под муниципальным зданием, отнесен к собственности муниципального образования город Тула. Между тем, действующим законодательством не установлены сроки, в течение которых органы местного самоуправления обязаны совершить действия, направленные на постановку земельных участков на государственный кадастровый учет и регистрацию права муниципальной собственности. Полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку действия по постановке земельных участков на кадастровый учет, регистрации права собственности, выполняются филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
Выслушав мнение помощника прокурора г. Тулы Масловой О.Л., представителя ответчика администрации г. Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Бушина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статей 209, 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность - решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов - местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В силу статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения;, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет. отдельных видов недвижимого имущества.
В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, по смыслу закона признание права собственности на вещь, в том числе земельный участок, возможно только в случае, если вещь обладает индивидуально-определенными признаками, дающими возможность выделить ее из других вещей, характеризующими ее как уникальную.
Статьей 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, составляет казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданиями, строения, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, являются собственностью соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решений вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов, должны соблюдаться санитарные правила.
Разделом 7.1.10 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлены санитарно-защитные зоны, которые устанавливаются на местности в зависимости от разновидности котельных.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о порядке владения, пользования и
распоряжения муниципальным имуществом города Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 26.12.2007 № 39/880 полномочия собственника от имени муниципального образования город Тула в соответствии с Уставом муниципального образования город Тула осуществляют Тульская городская Дума, а также администрация города Тула, которая наделяет соответствующими полномочиями комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тула и может передать отдельные полномочия должностным лицам местного самоуправления.
Согласно абзаца 4 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним» государственная регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной peгистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование город Тула является собственником нежилого здания (котельная) общей площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный номер №, лит. <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом земельный участок, на котором расположено данное нежилое здание, на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано. Данное обстоятельство представителем ответчиков в судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, администрация муниципального образования г. Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в нарушение требований действующего законодательства не выполняется обязанность по учету муниципальной собственности и надлежащего установления границ земельного участка, на котором расположена котельная с дымовой трубой, что влечет за собой невозможность осуществления контроля в отношении указанного объекта недвижимости, препятствует реализации защиты прав собственника от неправомерных посягательств третьих лиц, а также установлению охранных зон, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством в отношении котельной, чем нарушаются прав и законные интересы неопределенного круга лиц.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в указанной части является незаконным, в связи с чем исковое заявление прокурора города Тулы к администрации муниципального образования города Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования города Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности подлежит удовлетворению в полном объеме.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
В этой связи, суд полагает, что исполнение возложенной на ответчиков обязанности по осуществлению действий по постановке на кадастровый учет земельного участка должно быть осуществлено в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, а обязанности по регистрации права муниципальной собственности – в течении месяца со дня постановки на кадастровый учет земельного участка.
Определяя срок для устранения указанного нарушения прав неопределенного круга лиц, суд учитывает тот факт, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств может осуществляться с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в такое решение, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходных обязательств.
С учетом изложенного суд полагает, что установленные сроки с учетом характера рассматриваемого дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав неопределенного круга лиц, является разумными и достаточными для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Тула, комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет, зарегистрировать право муниципальной собственности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы произвести в течение года со дня вступления решения суда в законную силу действия, необходимые для постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено нежилое здание – (котельная) общей площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный номер №, лит. <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования города Тула, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в течение месяца со дня постановки земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Первомайская, д. 13, корп. 17, на кадастровый учет, осуществить регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 20 февраля 2016 года.
Председательствующий