Решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2013
(с учетом выходных дней)
№ 2-2059/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи О.Р. Лобановой
при секретаре А.Н. Шишовой
с участием представителя истца Е.Н.Симаковой
представителя третьего лица А.И. Ляшенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2059/13 по иску Сурдуляка С.В., Сурдуляк Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.С., к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность,
установил:
Сурдуляк С.В., Сурдуляк Е., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.С. обратились в суд с иском к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность. В обоснование указали, что в марте 2013 года они обратились в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о приватизации занимаемого ими с февраля 2009 года жилого помещения, расположенного в городе Мурманске по адресу: ***, однако им было отказано. Считают отказ Комитета имущественных отношений города Мурманска незаконным и необоснованным, поскольку данное жилое помещение является муниципальной собственностью, входит в состав муниципальной казны города Мурманска, что влечет утрату статуса служебного жилья в силу закона. Факт принятия решения о передаче жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поскольку истцы свое право на приватизацию не использовали, просят признать за ними право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ***, и обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска заключить с Сурдуляк С.В., Сурдуляк Е, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего С.В.С., договор на бесплатную передачу указанной квартиры в собственность в равных долях.
В судебное заседание истец Сурдуляк С.В., Сурдуляк Е. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истцов, действующая на основании доверенности Симакова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменный отзыв.
Представитель отдела охраны прав несовершеннолетних Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка.
Представитель третьего лица Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, действующая на основании доверенности, Ляшенко А.И. в судебном заседании с требованиями не согласилась. Пояснила, что спорное жилое помещение является служебным, и было предоставлено истцу и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения № *** от 23.01. 2009 на период трудовых отношений. Решение об исключении жилого помещения из категории служебных администрацией города Мурманска не принималось, поэтому в силу статьи 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорная квартира приватизации не подлежит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных.
В силу части 2 статьи 4 названного Закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Судом установлено, что на основании Постановления Администрации города Мурманска № 2015 от 16.12.2008, на основании ходатайства «***» от 07.11.2008 и решения общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол от 26.11.2008 № ***), квартира *** дома *** по ул. *** отнесена к специализированному (служебному) жилищному фонду.
Спорному жилому помещению присвоен статус служебного жилья с целью обеспечения жилой площадью ***.
Согласно сообщению ГУПТИ МО жилое помещение, расположенное по адресу: *** поставлена на государственный учет как служебная на основании Постановления Администрации г. Мурманска № 1454 от 07.11.2008.
Таким образом, спорное жилое помещение состоит на учете в качестве специализированного, и своего статуса в настоящее время не изменяло.
Согласно выписке из протокола № *** от 20.11.2008 заседания профсоюзного комитета *** жилое помещение, расположенное по адресу: *** было выделено Сурдуляку С.В. на состав семьи из трех человек.
Постановлением администрации г. Мурманска № 92 от 21.01.2009 в соответствии с решениями Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-117 «Об утверждении Перечня категорий граждан, работающих в муниципальных унитарных предприятиях и муниципальных учреждениях, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде города Мурманска», от 03.06.2005 № 9-118 «Об утверждении временного порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Мурманска», рассмотрев список *** на предоставление служебной жилой площади, истцу Сурдуляку С.В. на период трудовых отношений на состав семьи из трех человек было предоставлено спорное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения.
23 января 2009 года между Сурдуляк С.В. и администрацией города Мурманска заключен договор найма служебного жилого помещения № ***, жилое помещение предоставлено истцу для временного проживания в нем на период трудовых отношений, совместно с истцом вселялись Сурдуляк Е. (жена) и С.В.С. (сын).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение было предоставлено Сурдуляк С.В. в качестве служебного жилья, поскольку он являлся работником ***, его жена Сурдуляк Е. и несовершеннолетний сын С.В.С. были вселены в спорное жилье в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения.
Из представленной истцом заверенной копии трудовой книжки, следует, что с 30.12.2004 по настоящее время Сурдуляк С.В. состоит в трудовых отношениях с ***.
В настоящее время в спорном жилом помещении с 20 мая 2009 года по настоящее время проживают и зарегистрированы: Сурдуляк С.В., Сурдуляк Е. и несовершеннолетний С.В.С., *** года рождения.
Законность вселения и проживания Сурдуляка С.В. и членов его семьи в двухкомнатную квартиру ***, дома *** по ул. *** в г. Мурманске ответчиками не оспаривалась.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что при передаче в муниципальную собственность спорного жилого помещения им был утрачен статус служебного жилья и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным доводом истцов и их представителя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как разъяснено в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что решением Мурманского городского совета народных депутатов 21 созыва № 16/89 от 26 июня 1992 года утвержден перечень муниципальной собственности, в который входит спорное жилое помещение. Утвержденный перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность города предоставлен в комитет по управлению государственным имуществом Мурманской области, для регистрации.
Постановлением администрации города Мурманска № 575 от 17 февраля 1999 года сформирован реестр муниципальной собственности города Мурманска, на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Мурманска возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием города Мурманска в едином государственном реестре в Мурманском областном департаменте регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе и спорного жилого помещения.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Мурманска от 21 марта 2013 года жилое помещение – квартира № *** в доме *** по ул. *** в г. Мурманске внесена в реестр муниципальной собственности города Мурманска на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, включено в перечень «Предприятий, имущества передаваемых в муниципальную собственность города Мурманска» и учтено в реестре муниципальной собственности города Мурманска.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определены основные положения по разграничению государственной собственности и установлено, что отдельные виды объектов государственной собственности, передаются в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В частности, пунктом 2 указанного Постановления и приложением № 3 к нему к муниципальной собственности отнесены все объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, за исключением объектов федеральной собственности, указанных в приложениях 1 и 2, в том числе и жилой фонд.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления были вправе самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года.
Таким образом, спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. При этом, был произведен учет недвижимого имущества в составе муниципальной казны, а не фактическая передача от одного собственника к другому собственнику.
Как указывалось ранее, на основании постановления Администрации города Мурманска № 1454 от 07.11.2008 года жилое помещение, расположенное по адресу: *** было поставлено на учет как служебное, согласно письма Администрации № 1-2ж-554 от 22.08.2008, дата записи 26.12.2009 № 103-0229-682-18.
Таким образом, спорное жилое помещение после включение в состав муниципальной собственности, на основании решения собственника муниципального образования город Мурманск в установленном законом порядке в 2008 году включено в состав специализированного служебного жилья и в качестве служебного передано в пользование истцу и членам его семьи на период трудовых отношений.
В последующем орган, осуществлявший управление государственным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, не принимал. Доказательств обратного суду не представлено, а судом не добыто.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона (Жилищному кодексу Российской Федерации) исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Служебные жилые помещения, согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предназначены, в частности, для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
При этом, только органам, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, предоставлено право принимать решения об исключении жилого помещения из служебного фонда.
Поскольку собственником решение об исключении жилого помещения из служебного фонда не принималось, у суда отсутствуют основания для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи после передачи в муниципальную собственность по договору найма служебного жилого помещения для временного проживания в связи с трудовыми отношениями, и на момент предоставления имело статус служебного жилого помещения, при этом каких-либо решений органов исполнительной власти, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения, не принималось, то к отношениям истца по пользованию данным жилым помещением нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма не могут быть применены.
Учитывая установленный статьей 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрет на приватизацию жилых помещений, являющимися служебными, основания для признания за Сурдуляк С.В., Сурдуляк Е. и несовершеннолетним С.В.С. права на приватизацию жилого помещения – квартиры ***, в доме ***, по улице *** в городе Мурманске, отсутствуют.
То обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация на объект недвижимого имущества, само по себе не может являться основанием для изменения статуса специализированного жилого помещения, поскольку собственник жилого помещения и уполномоченный им орган в установленном порядке не принимали решение об исключении занимаемого жилого помещения из числа специализированного использования.
При этом понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным и в качестве служебного передано в пользование истцу и членам его семьи, решение о его исключении из категории служебного органом местного самоуправления не принималось.
Учитывая, что в силу статьи 4 Федерального закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сурдуляка С.В., Сурдуляк Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.В.С. к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.Р.Лобанова