Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2020 года
УИД: 51RS0003-01-2020-000198-75
№ 2-1665/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,
при секретаре Рожковой Е.С.,
с участием:
представителя истца ФИО3,
ответчика ФИО4,
представителя ответчика ФИО8,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Северного флота в защиту интересов Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция» министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к ФИО о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
заместитель военного прокурора Северного флота, действуя в защиту интересов Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, обратился в суд к ФИО о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование требований указал, что военной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье.
В ходе проверки установлено, что ФИО проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на различных воинских должностях Черноморского и Северного флота, откуда приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ № уволен в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава в/части 31013.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО состоит в браке с ФИО6, в период брака родились двое детей: дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ супруга ФИО – ФИО6, её дочь – ФИО1 и сын ФИО7 зарегистрировали право общей долевой собственности, в 1/3 доле за каждым, на приобретенную в порядке приватизации квартиру по адресу: <адрес>. При этом ФИО, ФИО6 и ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в указанном жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи из 4 человек и поставлен на соответствующий учет в государственное учреждение 1972 ОМИС.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО и члены его семьи: ФИО6, ФИО1, ФИО7 снялись с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрировались в приобретенной ФИО квартире по адресу: <адрес>. При этом ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежащей ей 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился к начальнику ГУ 1973 ОМИС с заявлением, в котором просил выдать ему на состав семьи из 4х человек государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в городе Санкт-Петербурге, а в целях обмана должностных лиц жилищного органа Минобороны России к заявлению приложил удостовренные печатью и подписью государственного регистратора выписку из ЕГРН и уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений о правах на недвижимое имущество на него и членов его семьи, скрыв тем самым информацию о наличии в собственности членов своей семьи жилого помещения в городе Мурманске и об ухудшении жилищных условий его супругой.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО был выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи из 4 человек для приобретения жилья в городе Санкт-Петербурге на общую сумму 2 509 920 рублей, который после приобретения в общую долевую собственность квартиры по адресу: <адрес>, был оплачен Минстроем России ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчик ФИО и члены его семьи, будучи с ДД.ММ.ГГГГ обеспеченными жилой площадью в размере 60,30 кв.м в городе Мурманске, что превышало учетную норму площади жилого помещения, не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и получить ГЖС.
Вместе с тем, ФИО, зная о том, что при увольнении с военной службы при определенных условиях может претендовать на получение жилья от Минобороны России, вопреки требованиям законодательства не сообщил должностным лицам органов жилищного обеспечения Минобороны России о наличии в собственности жилого помещения.
При таких обстоятельствах ФИО в нарушение требований закона неосновательно обогатился денежными средствами в размере стоимости 72 кв.м жилья, выделенных по ГЖС, в сумме 2 509 920 рублей путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а именно путем обмана, то есть совершил неосновательное обогащение чужим имуществом.
Согласно Правилам ГЖС в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, у органов, осуществляющих выдачу сертификатов, отсутствовала прямая обязанность по запросу сведений о наличии жилых помещений в собственности у гражданина-участника программы и членов его семьи.
В перечень документов, необходимых к предъявлению гражданином для включения в состав участников подпрограммы, документы о наличии у гражданина и членов его семьи иных жилых помещений, в том числе принадлежащих на праве собственности, не входят.
Кроме того, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) до создания системы электронного обмена информацией между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество предоставлялась лишь по месту совершения государственной регистрации прав.
Изменения в порядок выдачи ГЖС, предусматривающие, что органы, осуществляющие выдачу сертификатов, запрашивают сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина-участника подпрограммы и членов его семьи, а также о размере общей площади жилого помещения, принадлежащего гражданину-участнику подпрограммы и членам его семьи, были внесены лишь в 2011 году Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, учитывая, что ФИО на момент получения ГЖС в 2011 году скрыл от должностных лиц жилищных органов Минобороны России факт отсутствия у него правовых оснований для обеспечения жильем путем выдачи сертификата, Российской Федерации, интересы которой в данном случае представляются, не должно и не могло быть известно о неосновательном обогащении ответчика.
О нарушении прав Российской Федерации военному прокурору стало известно не ранее ДД.ММ.ГГГГ, после получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах полагал, что исковое заявление подано в суд в пределах срока исковой давности.
Просил взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», Минстроя России сумму неосновательного обогащения в размере 2 509 920 рублей.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры ФИО3 исковые требования и доводы относительно срока исковой давности поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ФКУ «Объединенная дирекция» министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Ответчик ФИО, его представитель ФИО8, в судебном заседании с иском не согласились, пояснили, что намеренного ухудшения жилищных условий для обеспечения в последующем жильем в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 – 2010 годы» ответчиком допущено не было. ФИО подал заявление (рапорт) о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы. Заявление (рапорт) не содержал заведомо ложных и недостоверных сведений, все необходимые для включения в состав участников подпрограммы документы были представлены. Обратили внимание, что право ответчика на получение государственного жилищного сертификата установлено, в том числе решением Североморского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу. Также заявили о пропуске истцом срока исковой давности. Полагали, что органы военного управления должны были при принятии у ФИО рапорта предъявить ему требование представить сведения о наличии в собственности военнослужащего жилых помещений в течение пяти лет до обращения с рапортом, истребовать соответствующие документы и обеспечить их проверку. Кроме того, не позднее апреля 2013 года государственные и муниципальные органы получили возможность самостоятельного истребования необходимой информации, таким образом, в целях проверки обоснованности выдачи ГЖС сведения могли быть проверены в течение последующего трехлетнего периода, до апреля 2016 года. Просили в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО6 поддержала возражения стороны ответчика, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, ФИО7 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора администрация ЗАТО г.Североморск в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Правила, предусмотренные данной главой (главой 60 Кодекса), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные данной главой (главой 60), подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Согласно статье 1109 данного Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Исходя из характера правоотношений, возникших между сторонами спора, бремя доказывания распределяется таким образом, что истец должен доказать обстоятельства возникновения у ответчика денежных обязательств долгового характера, а ответчик, в свою очередь, должен доказать, что приобрел денежные средства при наличии к тому оснований.
Как следует из пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы.
Подпунктом «а» пункта 5 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 8 Правил применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (пункт 13 Правил).
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 данных Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 данных Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: граждане, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 5 данных Правил - справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Согласно абзацу третьему пункта 30 указанных Правил граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 44 Правил (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» данных Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.
Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке (пункт 48 Правил).
Кроме того, суд учитывает, что к возникшим между сторонами правоотношениям применяются общие нормы, закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации, что следует из правовой природы назначения государственного жилищного сертификата, представляющего собой форму государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации государственной программы, являющимся именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1, 5, 13 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 данного Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 данного Кодекса срок.
Судом установлено, что ФИО проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ № уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с выслугой лет в Вооруженных Силах Российской Федерации – 26 лет 10 месяцев. Приказом командира в/части 31013 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО, состоявший в распоряжении командира указанной в/части, с ДД.ММ.ГГГГ исключен их списков личного состава в/части 31013.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился к командиру войсковой части 31013 с рапортом о включении его и членов семьи: супруга ФИО6, дочь ФИО1, сын ФИО7, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что с условиями участия в программе, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи в государственную или муниципальную собственность, ознакомлен и обязуется их выполнить, к рапорту приложил справки об отсутствии у него забронированной жилой площади и жилых помещений в собственности в городе Североморске; наличии у него в собственности жилого помещения по адресу: <адрес> обязательство о сдаче (передаче) указанного жилого помещения; справки о жилом помещении по месту регистрации, принадлежащем на праве собственности ФИО и лицах в нем зарегистрированных; сообщения УФРС по Мурманской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с отсутствием зарегистрированных прав в реестре; иные документы.
Вместе с тем, ФИО был исключен из базы данных автоматизированной системы учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку по месту прохождения военной службы он имеет квартиру в собственности.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО были удовлетворены: на начальника ГУ 1972 ОМИС возложена обязанность восстановить ФИО в списках базы данных автоматизированной системы учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства. Указанное решение суда вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО обратился к начальнику ГУ 1973 ОМИС СФ с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи из 4 человек, для приобретения жилого помещения на территории Санкт-Петербурга, указав, что в настоящее время он и члены его семьи: супруга и двое детей проживают в квартире, общей площадью 46,7 кв.м, по адресу: <адрес>, которую обязуется передать в установленном законом порядке в муниципальную собственность. С условиями получения и использования государственного жилищного сертификата ознакомлен и обязуется их выполнить.
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом Минобороны России на имя ФИО выдан государственный жилищный сертификат на сумму 2 509 920 рублей для приобретения жилого помещения площадью 72 кв.м на территории Санкт-Петербурга и получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Государственный жилищный сертификат реализован ФИО путем приобретения на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Из материалов дела также следует, что военной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье, в рамках которой от ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России на основании соответствующего запроса получены сведения о ранее выданном ФИО государственном жилищном сертификате.
В ходе проверки установлено, что условия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» при включении ФИО в состав участников программы и выдаче государственного жилищного сертификата были нарушены, что причинило ущерб государству и неосновательное обогащение ответчика на сумму выделенной ему по государственному жилищному сертификату субсидии в размере 2 509 920 рублей.
Так, в ходе проверки из полученных ДД.ММ.ГГГГ выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у ответчика и членов его семьи объекты недвижимости установлено, что супруга ответчика – ФИО6 и его дети: ФИО1 и ФИО7 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ являлись собственниками, в 1/3 доле каждый, в праве собственности на квартиру, общей площадью 60,30 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Из объяснений ответчика, данных в судебном заседании, следует, что при оформлении своих прав он предоставил все необходимые документы, которые никаких сомнений у проверяющих не вызвали, никаких проверок не проводилось.
Вместе с тем, о том, что до включения в состав участников подпрограммы члены семьи ФИО (его супруга и дети) в собственности имели жилое помещение, ФИО, обращаясь с соответствующим заявлением (рапортом), не сообщил, соответствующих документов не представил, приложив к рапорту те документы, из которых не могло быть усмотрено владение членами его семьи: супругой и детьми иным жилым помещением.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах Российской Федерации к ответчику о взыскании необоснованно полученных по государственному жилищному сертификату денежных средств.
Согласно преамбуле Федерального закона «О статусе военнослужащих» данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации наряду с основами государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяет как права и свободы, так и обязанности и ответственность военнослужащих.
Кроме того, на всех граждан Российской Федерации без каких-либо изъятий распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, право гражданина, в том числе военнослужащего, на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ответчик ФИО, не указав о наличии в собственности у членов его семьи иного жилого помещения в городе Мурманске <адрес>, и не предоставив соответствующие документы, в нарушение требований закона был включен в списки на получение государственного жилищного сертификата, получил и реализовал его путем приобретения за счет предоставленных по сертификату денежных средств жилого помещения в Санкт-Петербурге. Тем самым, ответчиком не были соблюдены ни требования Жилищного кодекса Российской Федерации, ни положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а также данное им обязательство по выполнению условий участия в подпрограмме.
При таких обстоятельствах доводы представителя военной прокуроры о возникновении у ответчика неосновательного обогащения и о наличии оснований для возврата ответчиком необоснованно полученной денежной суммы суд находит в целом обоснованными.
Вместе с тем, стороной ответчика заявлено о пропуске срока для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Приведенная норма сформулирована таким образом, что наделяет суд необходимыми дискреционными полномочиями по определению момента начала течения этого срока исходя из фактических обстоятельств дела (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 342-О-О).
В пунктах 3 – 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10 постановления).
Из приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что закон связывает начало течения срока исковой давности с моментом осведомленности именно лица, право которого нарушено, а не обращающегося за судебной защитой в его интересах органа или другого лица, которым законом предоставлено право на такое обращение.
Таким образом, юридически значимым для разрешения заявления стороны ответчика о пропуске срока исковой давности по данному делу обстоятельством является установление момента осведомленности Российской Федерации в лице уполномоченных органов о нарушении права.
В обоснование заявления о пропуске срока исковой давности ответчик, его представитель сослались на то обстоятельство, что государственный орган имел возможность и должен был проверить обоснованность выдачи ФИО государственного жилищного сертификата.
Оснований признать указанные доводы стороны ответчика несостоятельными у суда не имеется.
Так, в силу пункта 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (также в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 данных Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно пункту 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 данных Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 данных Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 года № 909 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" был изменен порядок выдачи сертификатов и в Правила внесен пункт 44 (2) предусматривающий, что органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие документы: а) в организациях (органах), осуществляющих техническую инвентаризацию: технический паспорт или справку, подтверждающую размер общей площади жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего на праве собственности гражданину - участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 16 (2) данных Правил; б) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи, указанных в заявлении (рапорте), представляемом в соответствии с подпунктом "а" пункта 44 данных Правил.
Кроме того, Федеральным законом от 03 декабря 2011 года № 383-ФЗ внесены изменения в часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым с момента вступления в силу указанных изменений орган, осуществляющий принятие на учет, наделен полномочием самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшая до 01 января 2017 года, предусматривала открытость сведений о государственной регистрации прав и их предоставление по запросам любых лиц в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Формы документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, были утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22 марта 2013 года № 147, опубликованном 29 мая 2013 года и вступившим в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, в том числе форма выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, предусматривающая включение в нее сведений обо всех объектах недвижимости, принадлежавших правообладателю на соответствующую дату или в соответствующий период времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган фактически имел возможность и был обязан в соответствии с действующим в соответствующий период законодательством осуществить действия по проверке предоставленных ответчиком сведений и документов и обоснованности выдачи ФИО и членам его семьи государственного жилищного сертификата, а также своевременно, в пределах установленного законом срока исковой давности, обратиться в суд с иском о взыскании с него неосновательного обогащения, однако данным правом не воспользовался. На момент поступления искового заявления в суд - 21 января 2020 года, как и на момент его направления прокуратурой Северного флота в суд (15.01.2020), срок исковой давности истек, учитывая, что необходимые сведения могли быть получены уполномоченным органом Российской Федерации не позднее 2016 года.
При таких обстоятельствах то, что обстоятельства неосновательного обогащения ответчика стали известны органу военной прокуратуры в ходе проведения проверки в 2019 году, не имеет правового значения при разрешении спора.
Не имеет правового значения для дела и представленное стороной истца заключение специалиста от 15 июня 2020 года № 53-СВ-20 из которого следует, что уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ФИО5, ФИО изготовлены способом цветной струйной печати, а оттиски гербовой печати нанесены рельефным клише, поскольку информация, содержащаяся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении указанных лиц, могла быть уточнена и проверена соответствующим образом уполномоченным органом ранее в ходе проверки предоставленных ответчиком документов.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Как следует из пункта 12 указанного постановления, в соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
По смыслу указанной нормы, а также пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к заявленным исковым требованиям срока исковой давности и полагает необходимым отказать в удовлетворении иска в связи с его пропуском.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые заместителя военного прокурора Северного флота в защиту интересов Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция» министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к ФИО о взыскании неосновательного обогащения, – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Мацуева