Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1875/2021 ~ М-977/2021 от 26.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 г.          г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Баданова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.,

с участием представителя административного истца – Б.И., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административных ответчиков – К.Г., представившей доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.Д. к призывной комиссии Кировского и <адрес>, Военному комиссариату Кировского и <адрес>ов <адрес>, Военному комиссариату <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии,

установил :

Б.Д. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Кировского и <адрес>ов <адрес>, Военному комиссариату Кировского и <адрес>ов <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании Б.Д. не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, о возложении обязанности выдать Б.Д. военный билет.

В обоснование своих требований ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в Военном комиссариате Кировского и <адрес>ов <адрес>. Решением призывной комиссии Кировского и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан не прошедшим воинскую службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислен в запас. С данным решением не согласен, поскольку от призыва на военную службу не уклонялся, являлся по повесткам в военный комиссариат, выполнял все указания работников военного комиссариата, места жительства не менял.

При первоначальной постановке на воинский учет ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июля 2010 года в связи с обучением в колледже при СГАУ.

В дальнейшем неоднократно признавался временно негодным к военной службе по состоянию здоровья. По результатам прохождения военно-врачебной комиссии административный истец был признан временно не годен к военной службе, впоследствии по результатам медицинского заключения о состоянии здоровья диагноз был подтвержден. После чего в отношении истца было назначено заседание призывной комиссии по достижении им возраста 27 лет, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ Б.Д. был освобожден от призыва на военную службу, ему присвоена категория «В» - ограниченной годен к военной службе.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат <адрес>.

В судебное заседание административный истец не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о его времени и месте, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие и суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца - Б.И. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административных ответчиков К.Г. в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение, вместе с тем пояснила, что доказательств, подтверждающих уклонение административного истца от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в том числе от явки по повесткам в военный комиссариат, у административных ответчиков отсутствуют.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение специалиста М.Ф., который пояснил, что после первоначального установления Б.Д. диагноза, состояние его здоровья только ухудшалось, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 54 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Законоположения, предусматривающие вынесение заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву").

Таким образом, по данному административному делу установлению подлежали обстоятельства следующего рода: являлся ли административный истец лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва либо отсрочки после ДД.ММ.ГГГГ

При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).

Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П "По делу о проверке конституционности пункта 1 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Из письменных материалов дела, объяснений представителей сторон следует и судом установлено, что Б.Д. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в Военном комиссариате Кировского и <адрес>ов <адрес>.

При первоначальной постановке на воинский учет ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июля 2010 года в связи с обучением в колледже при СГАУ.

В дальнейшем неоднократно признавался временно негодным к военной службе по состоянию здоровья. По результатам прохождения военно-врачебной комиссии административный истец был признан временно не годен к военной службе, впоследствии по результатам медицинского заключения о состоянии здоровья диагноз был подтвержден. После чего в отношении истца было назначено заседание призывной комиссии по достижении им возраста 27 лет, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ Б.Д. признан не прошедшим воинскую службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислен в запас, ему присвоена категория «В» - ограниченной годен к военной службе.

Доказательств, подтверждающих уклонение Б.Д. от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в том числе от явки по полученным призывником повесткам в военный комиссариат, административные ответчики суд не представили, представитель ответчиков в судебном заседании пояснил, что такие доказательства у них отсутствуют.

Тогда как из результатов призыва за ДД.ММ.ГГГГ гг. следует, что Б.Д. проходил медицинскую комиссию, что напротив свидетельствует о том, что от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, административный истец не уклонялся.

Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административный истец не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, в связи с чем его исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, но к надлежащим ответчикам: к призывной комиссии Кировского и <адрес>ов <адрес> – требования о признании незаконным и отмене решения данной комиссии; к военному комиссариату Кировского и <адрес>ов <адрес> – требования о возложении обязанности выдать административному истцу военный билет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

решил :

удовлетворить исковые требования Б.Д. к призывной комиссии Кировского и <адрес>ов <адрес>, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Кировского и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании Б.Д. не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований.

Удовлетворить исковые требования Б.Д. к военному комиссариату Кировского и <адрес>ов <адрес> и возложить на военный комиссариат Кировского и <адрес>ов <адрес> обязанность выдать Б.Д. военный билет.

Отказать в удовлетворении исковых требований Б.Д. к Военному комиссариату <адрес> о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Кировского и <адрес>ов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании Б.Д. не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, о возложении обязанности выдать Б.Д. военный билет.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия.

Срок принятия мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий А.Н. Баданов

Решение вступило в законную силу «____» ____________________ г.

«КОПИЯ ВЕРНА»

Подпись судьи______________________________

Наименование должности

уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

помощник судьи Т.А.

«______»____________________ 20_____ г.

Подлинный документ подшит в материалах дела

(УИД Кировского районного суда <адрес>.

2а-1875/2021 ~ М-977/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Большаков Д.О.
Ответчики
Военный комиссариат Самарской области
Военный комиссариат Кировского и Красноглинского районов г. Самара
Призывная комиссия Кировского и кКрасноглинского районов г. Самары
Другие
Бородачева И.С.
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Баданов А. Н.
Дело на сайте суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Подготовка дела (собеседование)
12.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Дело оформлено
18.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее