Дело № 2-2845/2017 19 сентября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,
при секретаре Веревкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Лисименко А. А., Шамрай Э. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания-2» о перерасчете платы за электроэнергию, обязании производить начисление в соответствии с показаниями общедомового прибора учета,
установил:
Лисименко А.А., Шамрай Э.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания-2» (далее – ООО «ГУК-2») о перерасчете платы за электроэнергию, обязании производить начисление в соответствии с показаниями общедомового прибора учета.
В обоснование иска указали, что в равных долях являются собственниками квартиры <№> в доме <№>, корп. ... по ул. ... в г. .... За июнь и июль 2017 года ими получены квитанции, согласно которым плата за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, начислена исходя из норматива, в то время как в доме имеется коллективный (общедомовой) прибор учета. Полагали, что примененный ответчиком порядок расчета указанной платы не соответствует положениям пунктов 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354). Просили обязать ответчика произвести перерасчет платы за июнь, июль 2017 года в соответствии с показаниями общедомового прибора учета по формулам, указанным в Правилах № 354, производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в соответствии с показаниями общедомового прибора учета по формулам, указанным в Правилах № 354. Также просили взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 15 600 рублей (15 000 рублей – расходы на оплату услуг представителя, 600 рублей – расходы на уплату государственной пошлины).
Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель истцов Филиппова Н.В., действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Гаврыш Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание жилого помещения, плату за капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Электроэнергия является коммунальным ресурсом, который управляющая компания закупает для содержания многоквартирного дома. Плата за нее входит в состав платы за содержание жилого помещения и не является платой за коммунальные услуги. Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, размер расходов граждан на оплату содержания жилого помещения, на оплату электрической энергии, определяется исходя из нормативов потребления. Изначально плата истцам начислялась не по нормативам, а по прибору учета, потому что у ответчика отсутствовали сведения о площади чердаков и подвалов. После получения данной информации был сделан перерасчет исходя из норматива.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Лисименко А.А., Шамрай Э.А. являются собственниками квартиры <№> в доме <№>, корп. ... по ул. ... в г. ....
Управление домом <№>, корп. ... по ул. ... в г. ... осуществляет ООО «ГУК-2».
За июнь и июль 2017 года истцам выставлены квитанции на оплату содержания жилого помещения.
Плата за содержание жилого помещения, отраженная в спорных квитанциях, начислена ответчиком исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе электрической энергии. Кроме того, в квитанцию за июнь включена сумма перерасчета платы за указанную электрическую энергию за период с февраля по май 2017 года в связи с уточнением площади помещений общего пользования в доме.
Полагая, что исчисление размера платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, по нормативам является неправомерным в связи с наличием в доме <№>, корп. ... по ул. ... в г. ... общедомового прибора учета, Лисименко А.А. и Шамрай Э.А. обратились в суд с указанным выше иском.
По правилам статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника помещения данная обязанность возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ. Согласно части 2 указанной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, в силу прямого указания закона плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, к плате за коммунальные услуги не относится и включается в состав платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 10 августа 2017 года) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ указанная правовая норма изложена в новой редакции, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что в период c февраля по июль, за который истцам исчислен размер платы за содержание жилого помещения, в том числе платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, отраженной в квитанциях за июнь, июль 2017 года, жилищным законодательством был предусмотрен порядок исчисления такой платы исходя из нормативов потребления данного вида коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
То есть внесение платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за коммунальные услуги, исчисленной в порядке, предусмотренном Правилами № 354, возможно только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также в случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Способ управления многоквартирным домом <№>, корп. ... по ул. ... в г. ... выбран и реализован, управление осуществляет ООО «ГУК-2», в связи с чем основания для применения предложенного истцами способа расчета платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, отсутствуют.
Учитывая изложенное, исковые требования Лисименко А.А., Шамрай Э.А. к ООО «ГУК-2» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Лисименко А. А., Шамрай Э. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания-2» о перерасчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за июнь, июль 2017 года в соответствии с показаниями общедомового прибора учета по формулам, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, обязании производить начисление платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, в соответствии с показаниями общедомового прибора учета по формулам, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, взыскании судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Каркавцева