Дело № 2-2097\2019
66RS0004-01-2019-001706-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пыжьянова Г. М. к Управлению социальной политики по <адрес> г.Екатеринбурга Министерства социальной политики <адрес> о соблюдении жилищных прав, предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Пыжьянов Г.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной политики по <адрес> г.Екатеринбурга Министерства социальной политики <адрес> о понуждении ответчика обеспечить реализацию истцом его прав на жилье и обеспечить жилым помещением в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от <//> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В обоснование заявленного иска указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку в период с 18-ти до 23-х лет истец находился в пенитенциарном учреждении, и в силу отсутствия соответствующих юридических познаний, бездействия публичных органов, не разъяснения Пыжьянову Г.М. гарантированного права на обеспечение жилым помещением, в орган опеки и попечительства истец не обращался, однако до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец уполномочил на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, указав, что ответчик должен предоставить жилое помещение в собственность.
В судебном заседании представитель ответчика и Министерства социальной политики <адрес> указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, так как суду не представлены доказательства наличия волеизъявления истца до достижения им 23-х лет на обеспечение жилым помещением, а также объективных и уважительных причин пропуска срока на реализацию такого права. Кроме этого, орган опеки и попечительства не наделен законом обязанностью по предоставлению жилого помещения.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Согласно представленным суду документам Пыжьянов Г.М., <//> года рождения, относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Первоуральского городского суда <адрес> от <//> родители истца Пыжьянов М.А. и Пыжьянова Л.В. лишены в отношении него родительских прав.
Как следует из справки ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алапаевский детский дом» Пыжьянов Г.М. воспитывался в данном учреждении с <//> по апрель 1992 года.
В 2018 году истец обратился в Управление социальной политики по городу Алапаевску и <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда свердловской области как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно письму органа опеки и попечительства от <//> в связи с достижением 23-хлетнего возраста и не предоставлением документов Пыжьянову Г.М. указано на отсутствие оснований для принятия на учет.
К данному публичному органу истец требования не заявляет, как и не указывает о необходимости принятия на учет, Пыжьяновым Г.М. избран способ судебной защиты в виде понуждения ответчика предоставить жилое помещение. Таким образом, суд разрешает иск в пределах и по основаниям, определенными истцом.
Пыжьяновым Г.М. не оспорено, что ранее, до 2018 года, действия по реализации права на жилое помещение им не предпринимались.
К ответчику истец обратился в октябре 2018 года, однако в связи с достижением 23-хлетнего возраста истцу отказано в принятии на учет. Как указано ранее, предметом иска является предоставление жилого помещения.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от <//> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <//> N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
На момент наступления 23-летия истца (1999 год) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до <//> вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В соответствии п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в излагаемой редакции до <//>, не очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от <//> предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Как верно указал представитель ответчика, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Разрешая настоящий иск, суд исходит из того, что Пыжьяновым Г.М. заявлено об обеспечении жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, то есть по основаниям Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», когда как правом на получение мер социальной поддержки по данному нормативному акту имеют граждане до достижения ими 23-х лет.
Более того, истцом заявлено о предоставлении жилого помещения, а не принятии на учет, учитывая, что ранее к ответчику Пыжьянов Г.М. не обращался, доказательства нарушения его прав со стороны Управления социальной политики по <адрес> г.Екатеринбурга суду не представлены.
С иными требованиями, в том числе на основании требований Жилищного кодекса Российской Федерации, истцом не заявлены и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав в связи с обеспечением жилого помещения на условиях социального найма, не названы и судом не установлены.
При этом доводы истца судом приняты быть не могут, поскольку на органы местного самоуправления нормами действующего законодательства не возложена обязанность по извещению обладателя прав об их наличии и возможности реализации.
Гражданин прежде всего должен действовать добросовестно, когда как в течение длительного времени истец не предпринимал никаких действий по защите своих жилищных прав.
Какие-либо иные обстоятельства, свидетельствовавшие бы об объективной невозможности обращения в суд не установлены и истцом не названы.
То, что истец не имел возможности реализовать указанное право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с правовой неграмотностью, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не являются уважительными причинами пропуска срока. Также уважительной причиной не является и нахождение истца в пенитенциарном учреждении.
Истец в обоснование заявленного иска также указал на положения ч. 1 ст. 57, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Данное правовое положение не регулирует спорные правоотношения, поскольку истцом заявлено к органу опеки и попечительства об обеспечении жилым помещением как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Требования к уполномоченному органу, в связи с разрешением вопроса о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по общим требованиям жилищного законодательства, Пыжьянов Г.М. не предъявляет.
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации утратил силу с <//>.
При этом правоотношения, связанные с обеспечением жилым помещением категории лиц, к которым отнесен истец, регулируются вышеприведенными нормами.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку истцом не представлены доказательства нарушения его прав со стороны ответчика в связи с обеспечением жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░