Дело N 2а-1509/2021
УИД N 13RS0023-01-2021-001999-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 августа 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
при участии в деле:
административного истца Морозкина Н.А.,
административного ответчика – прокуратуры Зубово-Полянского района Республики Мордовия,
второго административного ответчика – прокуратуры Республики Мордовия, её представителя прокурора Немудрякина И.Б., действующего на основании доверенности от 24.05.2021,
заинтересованного лица – прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Бодягина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозкина Н. А. к прокуратуре Зубово-Полянского района Республики Мордовия об оспаривании действий (бездействия) прокурора по рассмотрению его обращения от 17.03.2021, возложении обязанности,
установил:
Морозкин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Зубово-Полянского района Республики Мордовия об оспаривании действий (бездействия) прокурора по рассмотрению его обращения от 17.03.2021, выразившегося в не проведении проверки по его заявлению, не рассмотрении его по существу поставленных вопросов, перенаправлении его в Дубравную прокуратуру Республики Мордовия, просил возложить обязанность на административного ответчика рассмотреть его обращение по существу и провести по нему проверку.
В обоснование административного иска указано, что 17 марта 2021 г. им подано заявление в прокуратуру Зубово-Полянского района Республики Мордовия в целях проверки и отмены наложенных на него администрацией исправительных учреждений дисциплинарных взысканий. Ссылаясь на нормы международного права просил провести комплексную и объективную оценку изложенных в заявлении доводов. Вместо этого, прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия, не проведя надлежащей проверки, не истребовав доказательств, не опросив административного истца 01.04.2020 перенаправил его заявление Дубравному прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, полагал данное действие (бездействия) незаконным, нарушающими его права.
Морозкин Н.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, доводы административного иска поддержал по изложенным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика прокуратуры Республики Мордовия Немудрякин И.Б. просил отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия действовал в рамках своих полномочий согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон о прокуратуре) и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Прокуратурой Зубово-Полянского района Республики Мордовия на административный иск представлены письменные возражения.
Заинтересованное лицо – прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия Бодягин А.Н., извещённый о времени и месте судебного заседание, в судебное заседание не явился, об отложении заседания ходатайства не заявлял, о причинах не явки суду не сообщил.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного иска, извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц, участвующих в деле.
Суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу требований статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона о прокуратуре поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, утверждена и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
В силу пункта 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
Зубово-Полянская прокуратура Республики Мордовия осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, за исключением учреждений УФСИН России оп Республики Мордовия, связанных с исполнением законов в исправительных учреждениях
Прокурором Республики Мордовия 01.07.2016 утверждено Положение о Дубравной прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее Положение), согласно п.1.1 которого Дубравная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений УФСИН России по Республике Мордовия, исполняющих наказания в виде лишения свободы и назначаемые судом меры принудительного характера, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регламентирующих вопросы отбывания осужденными лишения свободы, а также за соблюдением прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в вышеуказанных учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия.
Согласно абз. 10, 11 п. 4.1 Положения прокурор Дубравной прокуратуры освобождает своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в поднадзорных учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера; отменяет дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушении закона на осужденных, немедленно освобождает их своим постановлением из ШИЗО, одиночной камеры, ПКТ, ЕПКТ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 марта 2021 г. Морозкин Н.А. обратился в прокуратуру Зубово-Полянского района Республики Мордовия с заявлением об уточнении количества и проверки дисциплинарных наказаний, наложенных на него с 11.02.2005 по 16.03.2021 администрациями различных исправительных учреждений УФСИН России по Республике Мордовия, указывая на их незаконность и необоснованность.
Согласно книги № 9-6-2018 регистрации обращений граждан и учреждений и учета надзорных производств, заведённых по ним (далее книга учета), данное заявление поступило в Зубово-Полянскую прокуратуру Республики Мордовия 31.03.2021 и зарегистрировано под пунктом 135ж.
Установив, что рассмотрение данного заявления не входит в компетенцию Зубово-Полянской прокуратуры Республики Мордовия, руководствуясь вышеприведёнными нормами Федерального закона о прокуратуре, Инструкции и Положения, прокурором района данное заявление, в установленный законом срок перенаправлено в Дубравную прокуратуру 01.04.2021 о чём заявитель уведомлён, что подтверждается записью в книге учета и почтовыми чеками, административным истцом не оспаривается.
Считая данный ответ Зубово-Полянской прокуратуры Республики Мордовия и действия по перенаправлению его заявления в Дубравную прокуратуру незаконными административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31 июня 2013 года N 45, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не допущено нарушений требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Несогласие административного истца с оспариваемым действиями (бездействием) административного ответчика, само по себе, не является основанием для признания этого действия (бездействия) неправомерным.
Применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС Российской Федерации административным ответчиком доказано, что оспариваемое действие принято в рамках предоставленной прокуратуре законом компетенции, при наличии к тому оснований, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; напротив, административный истец не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, утверждения об обратном в административном исковом заявлении и судебном заседании носят предположительный характер, а также основаны на неверном понимании закона, целей и задач органов прокуратуры при рассмотрении обращений граждан; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части статьи 227 КАС Российской Федерации, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела не установлена.
Учитывая, что обращение Морозкина Н.А. от 17 марта 2021 г. было своевременно перенаправлено прокуратурой Зубово-Полянского района Республики Мордовия в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ, оспариваемое действие не свидетельствует о нарушении прав административного истца на обращение. Дальнейшие действия Дубравной прокуратуры по разрешению указанного обращения предметом настоящего административного иска не являются.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований административного иска Морозкина Н. А. к прокуратуре Зубово-Полянского района Республики Мордовия об оспаривании действий (бездействия) прокурора по рассмотрению его обращения от 17.03.2021, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2021 года.
Судья А.К. Чибрикин