Решение по делу № 02а-1133/2023 от 24.07.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2023 года                                                                           адрес

Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Сальниковой Д.А., при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-1133/23 по административному исковому заявлению Толкачева Дмитрия Валерьевича к Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес о признании незаконным и отмене решения Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес от 14 июля 2023 года  22/18 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу  5 Шарова Михаила Павловича»

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в представленных на выдвижение Шаровым М.П. документах, имеются документы, оформленные с нарушением требований закона, а именно в решении Избирательного объединения о выдвижении фио отсутствуют итоги тайного голосования по вопросу его выдвижения, а также отсутствует решение об избрании уполномоченных представителей либо о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей; кроме того, отсутствует документ, подтверждающий сведения о роде занятий фио

Административный истец Толкачев Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.

Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Сосенской территориальной избирательной комиссии по доверенности фио в судебное заседание явился, с доводами административного иска согласился.

Заинтересованное лицо Шаров М.П., его представитель фио, в судебное заседание явился, возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Московского городского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» фио  в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования удовлетворить, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года  67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона   67 - решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона адрес  38 от 06 июля 2005 года «Избирательный кодекс адрес» (далее  Избирательный кодекс адрес).

На основании пункта 24 статьи 38 Федерального закона  67-ФЗ, части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:

- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (подпункт «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона  67-ФЗ, пункта 2 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» пункт 24 статьи 38 Федерального закона  67-ФЗ, пункта 3 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес);

- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1» пункт 24 статьи 38 Федерального закона  67-ФЗ, пункта 3.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).

Статьями 33, 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года  67-ФЗ и статьями 31, 32 Избирательного кодекса адрес предусмотрены условия выдвижения кандидатов избирательными объединениями по многомандатным избирательным округам, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидатом и для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, согласно пункту 1 статьи 38 этого же Федеральной закона  67-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года  95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон  95-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона  67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении о согласии баллотироваться, в том числе указываются сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий).

Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат согласно пункту 2.2 статьи 33 Федерального закона  67-ФЗ представляет, в том числе заверенные соответственно кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

В силу пункта 5 статьи 33 Федерального закона  67-ФЗ документы для выдвижения кандидат предоставляет в соответствующую избирательную комиссию лично.

Аналогичные нормы закреплены в частях 1, 2, 8 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.

Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ установлено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Согласно пункта 14.6 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

Принимая во внимание, что Избирательным кодексом адрес заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам не предусмотрено, кандидат, выдвинутый избирательным объединением обязан лично предоставить в комиссию документы, указанные в пункте 14.5 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ, за исключением копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, которую согласно пункту 14.6 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ вправе предоставить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в частях 7, 7.1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.

В соответствии частью 12 статьи 31 Избирательного кодекса адрес решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

1) число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, собрания);

2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, общественного объединения;

3) решение о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов с указанием номера и (или) наименования избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (кандидаты), список кандидатов, и итоги голосования по этому решению;

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов;

5) дата принятия решения.

Пунктом 4 статьи 25 Федерального закона  95-ФЗ установлено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Принимая во внимание часть 2 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ согласно которой выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным  95-ФЗ, а также исходя из системного толкования норм избирательного законодательства и законодательства, регламентирующего деятельность политических партий, однозначно следует вывод, что в решении избирательного объединения о выдвижении должны содержаться итоги тайного голосования по вопросу выдвижения кандидата, так как именно оно является единственно возможным способом выдвижения кандидата в депутаты.

Решением Совета депутатов городского адрес от 21 июня  2023 года  442/74 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского адрес на 10 сентября 2023 года.

Решением Сосенской территориальной избирательной комиссии (далее также  Избирательная комиссия) от 14.07.2023 года  22/18 Шаров Михаил Павлович, выдвинутый Московским городским отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее также  Избирательное объединение), зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского адрес по многомандатному избирательному округу  5.

Толкачев Дмитрий Валерьевич, зарегистрированный решением Сосенской территориальной избирательной комиссии от 20.07.2023 года  26/32 по тому же избирательному округу обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Сосенской территориальной избирательной комиссии  22/18 от 14.07.2023 года «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского адрес по многомандатному избирательному округу  5 Шарова Михаила Павловича».

06 июля 2023 года Шаров М.П. представил в Избирательную комиссию комплект документов на выдвижение, включая решение Избирательного объединения о выдвижении фио по соответствующему многомандатному избирательному округу в форме Выписки из Постановления LI (VII этап) конференции избирательного объединения (далее  Выписка из Постановления Конференции).

Однако вопреки требованиям закона в Выписке из Постановления Конференции не содержатся итоги тайного голосования по вопросу выдвижения кандидата, наоборот, исходя из содержания Выписки из Постановления Конференции, она содержит итоги голосования по результатам обсуждения и открытого голосования, и не содержит итоги тайного голосования, которые необходимы в данном случае.

Доводы представителя Избирательного объединения о том, что уполномоченными представителями избирательного объединения 05 июля 2023 года были предоставлены в Избирательную комиссию выписки из протокола конференции избирательного объединения, в которых содержатся итоги тайного голосования по вопросу выдвижения фио, опровергаются материалами дела. В представленных в Избирательную комиссию документах также не содержатся итоги тайного голосования по вопросу выдвижения фио

Кроме того, обязанность по предоставлению документов на выдвижение согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона  67-ФЗ, части 8 статьи 32 Избирательного кодекса адрес не может быть возложена на иное лицо  кандидат обязан лично исполнить данную обязанность, предоставить полный комплект документов на выдвижение, за исключением копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, в случае ее предоставления уполномоченным представителем избирательного объединения либо первым представившим указанный документ кандидатом, выдвинутым этим избирательным объединением (пункт 14.6 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ, часть 7.1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес).

Помимо этого, Выписка из Протокола Конференции не содержит решения, предусмотренного пунктом 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса адрес - решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов, так как данный вопрос согласно Выписке из Протокола Конференции не ставился на голосование, результаты голосования по нему не отражены.

Так, в представленной кандидатом Шаровым М.П. Выписке из Протокола Конференции указано: «Решения Конференции о назначении уполномоченных представителей избирательного (МГО ПП КПРФ) и (или) о предоставлении (делегировании) постоянно действующему органу избирательного объединения (Бюро Комитета МГО ПП КПРФ) права и полномочия назначения и (или) отзыва (прекращения полномочий) уполномоченных представителей избирательного объединения и по иным соответствующим вопросам принять и оформить отдельно соответствующими постановлениями настоящей Конференции» (пункт 4).

Довод представителя Избирательного объединения о том, что уполномоченными представителями избирательного объединения 05 июля 2023 года были предоставлены в Избирательную комиссию выписки из протокола конференции избирательного объединения, в которых содержится решение о назначении уполномоченных представителей отклоняется судом, так как не имеет правового значения.

Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023  24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «Необходимым условием для выдвижения кандидата (в том числе в составе списка кандидатов) является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки. Эти заявление и документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично и заверить лично (статья 32, пункты 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона  67-ФЗ).

Представление и заверение указанных документов иными лицами (в частности, секретарем избирательной комиссии) являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом (подпункт «в.1» пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона  67-ФЗ).»

Таким образом, обязанность по предоставлению документов на выдвижение согласно пункту 5 статьи 33 Федерального закона  67-ФЗ, части 8 статьи 32 Избирательного кодекса адрес возложена на кандидата   кандидат обязан лично предоставить полный комплект документов на выдвижение (за исключением копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, в случае ее предоставления уполномоченным представителем избирательного объединения либо первым представившим указанный документ кандидатом, выдвинутым этим избирательным объединением (пункт 14.6 статьи 35 Федерального закона  67-ФЗ, часть 7.1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес).

Так же судом установлено, что в представленном на выдвижение заявлении о согласии баллотироваться Шаров М.П. указал в качестве рода занятий  индивидуальный предприниматель.

Род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий (пункт 57 статьи 2 Федерального закона  67-ФЗ).

В подтверждение этих сведений Шаров М.П. представил выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, датированную 19 апреля 2019 года.

Согласно статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001  129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федеральный закон  129-ФЗ) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2). Форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона. Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет» (пункт 3).

Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе  129-ФЗ в редакции от 03 августа 2018 года (начало действия редакции 01.09.2018).

Приказом ФНС России от 06.11.2020  ЕД-7-14/794@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и о внесении изменений в приказ ФНС России от 31.08.2020  ЕД-7-14/617@» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020  62020) утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - форма  Р60009 «Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» согласно приложению  2 к указанному приказу.

Аналогичные положения содержатся в ранее действующем Приказе ФНС России от 12.09.2016  ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы».

Таким образом, из системного анализа действующего законодательства следует, что надлежащим документом, подтверждающим сведения о том, что лицо является индивидуальным предпринимателем, является лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей кандидатом Шаровым М.П. представлен не был.

Таким образом, имеющаяся выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей датирована более 4 лет назад - 12.04.2019 г. и не отнесена Федеральным законом  129-ФЗ к документам, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что означает, что на момент принятия Избирательной комиссией решения о регистрации кандидата фио документ, подтверждающий статус индивидуального предпринимателя, отсутствовал.

Доводы представителя Избирательного объединения о том, что Избирательная комиссия должна была самостоятельно получить выписку из Единого государственного реестр индивидуальных предпринимателей основаны на неправильном толковании норм избирательного законодательства.

Избирательное законодательство не налагает на Избирательную комиссию обязанности по сбору и представлению за кандидата документов на выдвижение и регистрацию.

Суд также принимает во внимание, что регистрация заинтересованного лица фио нарушает право административного истца на равенство кандидатов, установленное статьей 39 Федерального закона  67-ФЗ, статьей 38 Избирательного кодекса адрес, ставит заинтересованное лицо в привилегированное, более выгодное положение по сравнению с остальными кандидатами, которые соблюдают требования избирательного законодательства

Согласно части 1 статьи 244 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, на основании собранных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес от 14 июля 2023 года  22/18 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Сосенское по многомандатному избирательному округу  5 Шарова Михаила Павловича» подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить решение Сосенской территориальной избирательной комиссии адрес от 14 июля 2023 года  22/18 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу  5 Шарова Михаила Павловича»

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение пяти дней.

 

 

Судья                                                                              Д.А. Сальникова 

 

02а-1133/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 27.07.2023
Истцы
Толкачев Д.В.
Ответчики
Сосенская территориальная избирательная комиссия
Суд
Щербинский районный суд
Судья
Сальникова Д.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее