Решение по делу № 03а-85/2019 от 01.10.2019

Дело 03а-85/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2019 года г. Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Алещенковой И.А.,

при секретаре Ивановой М.С.,

с    участием представителя административного истца Величанского Н.Н. СЕН, представителя административного ответчика Правительства Новгородской области ЭСВ, представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ЗИЕ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Величанский Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Величанский Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области), Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований Величанский Н.Н. указал, что является собственником объекта недвижимости, назначение - нежилое, наименование – склад (ранее магазин), с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости - <...> рублей по состоянию на 06 июля 2012 года значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 09 сентября 2019 года <...>, выполненному оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «<...>», составляет на ту же дату <...> рублей.

Поскольку установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость и затрагивает его обязанности по уплате налога, административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной, равном <...> рублей по состоянию на 06 июля 2012 года.

Также Величанским Н.Н. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указано на уважительность причин пропуска данного срока.

В ходе судебного заседания 07 ноября 2019 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Великого Новгорода.

В судебное заседание Величанский Н.Н., представитель Управления Росреестра по Новгородской области, представитель Администрации Великого Новгорода не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель Управления Росреестра по Новгородской области в письменном отзыве на иск просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, Величанский Н.Н. и Администрация Великого Новгорода о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель административного истца Величанского Н.Н. СЕН в судебном заседании административный иск поддержал по указанным выше мотивам.

Представитель Правительства Новгородской области в судебном заседании, не оспаривая в целом право Величанского Н.Н. на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, просил в удовлетворении требований Величанского Н.Н. отказать в связи с пропуском установленного срока обращения в суд с административным иском.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) ЗИЕ в судебном заседании не оспаривала возможность реализации административным истцом в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной, обоснованность заявленных требований и мотивов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, оставил на усмотрение суда.

В представленном в суд в письменной форме отзыве на административный иск представитель Управления Росреестра по Новгородской области разрешение вопроса обоснованности административного иска отнес на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Величанского Н.Н. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Величанскому Н.Н. на праве собственности принадлежат объект недвижимости - склад (ранее магазин), с кадастровым номером <...>, назначение: нежилое, площадью <...> кв.м, количество этажей – <...> в том числе подземных <...> года постройки, расположенный по адресу: <...>.

Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано за Величанским Н.Н. в Едином государственном реестре недвижимости 03 октября 2000 года.

Решением Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2014 года № 365 с 01 января 2015 года на территории Великого Новгорода установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц. В соответствии с названным решением налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Этим же решением установлены размеры налоговых ставок. В частности, налоговая ставка 2 % предусмотрена для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 28 декабря 2017 года <...> (в настоящее время – Министерство инвестиционной политики Новгородской области) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Новгородской области, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в который включен объект с кадастровым номером <...> (строка <...>).

Аналогичным образом приказом Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 21 декабря 2018 года № 12 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, в который объект с кадастровым номером <...> также включен (строка <...>).

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Величанского Н.Н., поскольку принадлежащий ему объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, исчисляемому от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действующей с 01 января 2017 года (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Кадастровый учет объектов недвижимости до 01 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», частью 5 статьи 4 и пунктом 11 части 2 статьи 7 которого было предусмотрено, что органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов в государственный кадастр недвижимости вносились, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии с частями 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.

Результаты определения государственной кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Новгородской области утверждены постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года <...> «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 17 января 2013 года <...> (<...>).

Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении объектов капитального строительства, сформированных по состоянию на 6 июля 2012 года.

Кадастровая стоимость принадлежащего Величанскому Н.Н. объекта недвижимости по состоянию на 6 июля 2012 года утверждена вышеназванным постановлением Администрации Новгородской области в размере <...> рублей (строка <...> раздела «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Новгородской области» подраздела «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации Городской округ Великий Новгород).

27 августа 2019 года по заявлению Величанского Н.Н. от 22 августа 2019 года об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <...> наименование здания изменено с «магазин» на «склад».

Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 24 сентября 2018 года № 514, изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае изменения его наименования не предусмотрено.

Согласно статье 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 5 июля 2012 года.

В судебном заседании установлено, что оспариваемый административным истцом результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости внесен в ЕГРН 14 февраля 2013 года на основании результатов определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года <...> (по состоянию на 6 июля 2012 года).

В суд с настоящим административным иском Величанский Н.Н. обратился 01 октября 2019 года, то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что до настоящего времени новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Новгородской области не утверждены, оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости является действующей, суд считает возможным восстановить Величанскому Н.Н. срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 09 сентября 2019 года <...>, выполненного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «<...> рыночная стоимость указанного выше объекта недвижимости по состоянию на 6 июля 2012 года составляет <...> руб.

Выводы оценщика в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости указанного выше объекта недвижимости, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объекта недвижимости, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названного объекта недвижимости его рыночной стоимости, чем нарушаются права Величанского Н.Н., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным отчетом.

При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной будет являться внесение Учреждением такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН.

Датой подачи Величанским Н.Н. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату обращения в суд 01 октября 2019 года, поскольку с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области Величанский Н.Н. не обращался.

Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Величанский Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – склад (ранее магазин) с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 6 июля 2012 года в размере рыночной, равном <...> руб.

Датой подачи Величанский Н.Н. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, считать дату обращения в Новгородский областной суд 01 октября 2019 года.

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 27 ноября 2019 года.

Председательствующий И.А. Алещенкова

03а-85/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Величанский Николай Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по Новгородской области
Правительство Новгородской области
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра
Администрация В. Новгорода
Суд
Новгородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация административного искового заявления
28.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Регистрация административного искового заявления
18.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
20.03.2020Дело оформлено
19.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее