Дело № 2-303\13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2013 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Ж.Ю. Лялякиной,
при секретаре К.В. Глушцовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова ФИО5 к Министерству Обороны РФ, ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Круглов А.И. обратился в суд с иском к ответчикам и просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м.
В обосновании иска Круглов А.И. указал, что 25 июня 2010 г. ФГУ «Черняховская КЭЧ района» МО РФ заключило с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. До настоящего времени он не может реализовать свое право на приватизацию квартиры, так как нет уполномоченного органа МО РФ, который уполномочен передавать квартиры в собственность в порядке приватизации.
Представители МО РФ, ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации извещены о дне слушания дела надлежащим образом, в суд не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Суд установил, что ФИО2 был вселен в спорную квартиру на законных основаниях. ФГУ «Черняховская КЭЧ района» ДД.ММ.ГГГГ заключило с истцом договор социального найма, по которому предоставило в бессрочное возмездное владение и пользование жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством Обороны РФ, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно карточке квартиросъемщика в квартире зарегистрирован Круглов А.И.
Таким образом, данная квартира относится к федеральному жилищному фонду и может быть объектом приватизации. Документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, не представлено.
Как установлено судом, истцу было предоставлено не служебное жилое помещение, не общежитие и не во временное пользование и проживание, а государственная квартира по договору социального найма.
Таким образом, данная квартира относится к федеральному жилищному фонду и может быть объектом приватизации. Документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, не представлено.
Сведений о том, что занимаемое истцом жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит.
Министерством обороны РФ жилой дом в муниципальную собственность передан не был.
Данное обстоятельство, однако, не означает, что граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма, находящихся в собственности РФ, по сравнению с другими лицами ограничены в праве на жилище или в праве иметь имущество в собственности, так как эти права закреплены в Конституции Российской Федерации.
Ответчики отказываются передавать квартиру в собственность истца до решения вопроса о передачи жилого фонда в муниципальную собственность.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также приложением N 3 к указанному постановлению.
Объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность (п. 2 Постановления N 3020-1).
Согласно п. 1 приложения N 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
Таким образом, в силу закона спорный объект недвижимости подлежит принятию в муниципальную собственность.
В том случае, если по каким-либо причинам, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, это соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Право собственности истца на жилое помещение гарантировано ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ст. 11, ст. 6 ФЗ « О Приватизации жилого фронда в Российской Федерации», и свое право он имеет право реализовать в соответствии с требованиями законодательства.На основании п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.
В силу п. 5 указанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Пункт 8 Постановления гласит: исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Как установлено судом, истцу было предоставлено не служебное жилое помещение, не общежитие и не во временное пользование и проживание, а государственная квартира по договору социального найма.
Ответчики не оспаривают того, что спорное жилье не признано служебным и не является общежитием.
Статья 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 18.04.2013 г. Круглов А.И. не использовал право бесплатной приватизации жилого помещения.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного, исковые требования Круглова А.И. о признании за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, подлежат удовлетворению.
Право собственности Круглова А.И. на жилое помещение подлежит государственной регистрации на основании решения суда.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Круглова ФИО6 удовлетворить.
Признать за Кругловым ФИО7 право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью – №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2013 года.
Судья Ж.Ю. Лялякина