Дело №2-778/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка 19 июня 2018 года
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Поликарпова В.В.,
при секретаре Шишкиной Л.В.,
с участием:
истца Кузнецовой О.В., представителя истца адвоката Голосовой Е.В., представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе город Михайловка Волгоградской области Елтанцевой Н.А., Чепурновой С.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску Кузнецовой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в городском округе г. Михайловка Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, понуждении к включению периодов трудовой деятельности в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Кузнецова О.В. обратилась в суд с настоящим иском указывая, что решением Управления Пенсионного фонда в городском округе город Михайловка Волгоградской области Номер от Дата ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включен период работы с Дата по Дата в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи. С данным решением она не согласна, считает, что указанный период трудовой деятельности должен быть включен в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Просила суд признать незаконным решение ответчика Номер от Дата об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии, обязать включить период работы с Дата по Дата в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи в специальный трудовой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением Дата.
В судебном заседании истец Кузнецова О.В. и ее представитель адвокат Голосова Е.В. поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда в городском округе город Михайловка Волгоградской области Елтанцева Н.А. исковые требования не признала, указав, что для включения периода работы в специальный стаж необходимо соблюдение двух условий: работа в определенной должности и в определенном учреждении. Должность «выездной фельдшер» не поименована ни в одном из указанных в Списков, в связи с чем, истцу было отказано в зачете периода с Дата по Дата в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Кроме того, в штатных расписаниях работодателя отсутствовала должность «фельдшера», в связи с чем, приказы об изменении наименования должности не могут быть приняты во внимание, поскольку основания для их издания отсутствовали. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из заявления и объяснений истца и ее представителя, решением Управления Пенсионного фонда в городском округе город Михайловка Волгоградской области Номер от Дата ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включен период работы с Дата по Дата в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи.
Данные обстоятельства подтверждаются письменным материалами дела, а именно заявлением Кузнецовой О.В. от Дата в УПФР в городском округе город Михайловка Волгоградской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Дата решением Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Михайловка Волгоградской области Номер Кузнецовой О.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы (требуется 30 лет, подтверждено 26 лет 10 месяцев 09 дней).
Согласно п. 1 ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 1 ст. 39 говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из ч. 3 приведенной нормы периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат применению Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа которых насчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (действовавшее с 01.11.1999 г. до 11.11.2002 г.) и Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующее с 12.11.2002 г. по настоящее время).
Списками, утвержденными указанными выше Постановлениями, в разделе "наименование должностей" предусмотрены должности фельдшера и старшего фельдшера. В разделе "наименование учреждений" предусмотрены больницы и поликлиники всех наименований, а также станции скорой медицинской помощи и станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Согласно трудовой книжке серии Номер от Дата, выданной на имя истицы, с Дата она работала в должности выездного фельдшера станции скорой медпомощи (запись Номер).
При этом запись Номер на основании приказа Номер от Дата признана недействительной (запись Номер) и внесена в новой редакции: «принять на должность фельдшера станции скорой медицинской помощи».
Согласно Акта проверки Номер от Дата, проведенной представителем ответчика по месту работы истца, факт работы Кузнецовой О.В. в должности фельдшера подтверждается промежуточными приказами и лицевыми счетами по заработной плате за спорный период, где ее должность именуется как «фельдшер».
Как следует из объяснений истца, данных в ходе судебного заседания, в ее должностные обязанности за весь период трудовой деятельности входило: оказание скорой медицинской помощи в объеме доврачебной помощи; осуществлять осмотр больного (пострадавшего), оценивать тяжесть его состояния; определять срочность, объем, содержание и последовательность диагностических, лечебных и реанимационных мероприятии; проводить сердечно-легочную реанимацию (закрытый массаж сердца с использованием специальных устройств; закрытый массаж сердца ручным способом); осуществлять внутримышечное, непрерывное внутривенное введение лекарственных средств, пункцию и катетеризацию периферических вен; определять уровень глюкозы, ингаляционную терапию с помощью небулайзера, пульсоксиметрию, местную анестезию, первичную обработку раны, остановку наружного кровотечения, переднюю тампонаду при носовом кровотечении.
Доказательств выполнения истцом иных обязанностей в спорный период суду не предоставлено.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 г. N 435 установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер".
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятым Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012), предусмотрена только должность «фельдшер», самостоятельной должности «выездной фельдшер» с иными квалификационными требованиями и функциональными обязанностями Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, не предусмотрено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Кузнецова О.В. не могла быть принята на должность выездного фельдшера, которая не была предусмотрена Общесоюзным классификатором; занимаемая ею должность была неправильно указана работодателем, поскольку такие должности не содержались в нормативно-правовых актах.
Кроме того, о неправильном наименовании работодателем должности, в которой работала Кузнецова О.В., свидетельствует также разное указание в кадровых документах ее должности в случаях, которые не являлись основанием для изменения должности и трудовой функции работника.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что должность фельдшера не предусмотрена штатными расписаниями за указанный период, в связи с чем, истец не могла занимать данную должность, суд находит не состоятельной.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что истец принята на должность выездного фельдшера с Дата и уволена Дата Однако, периоды с Дата по Дата и с Дата по Дата ответчиком самостоятельно засчитаны в специальный стаж истца.
При этом достаточные и достоверные доказательства изменения трудовой функции Кузнецовой О.В. материалы дела не содержат.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд приходит к выводу, что период с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г. подлежит включению в специальный стаж Кузнецовой О.В., поскольку выполняемые ею в данный период обязанности по должности «выездной фельдшер скорой медицинской помощи» тождественны обязанностям, выполнение которых предусмотрено по должности «фельдшер скорой медицинской помощи», предусмотренной Списками.
Разрешая исковые требования в части возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно положениям п. 1-2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Кузнецова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Дата.
С учетом включения судом периода работы продолжительностью 03 года 02 месяца 01 день и самостоятельно засчитанного пенсионным органом - 26 лет 10 месяцев 09 дней, специальный стаж Кузнецовой О.В. составляет 30 лет 00 месяцев 10 дней.
Условие о суммарной продолжительности специального стажа работы 30 лет для назначения страховой пенсии на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (Дата) выполняется.
При таких обстоятельствах исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости с Дата подлежат удовлетворению.
Для признания решения УПФР в городском округе г. Михайловка Волгоградской области Номер от Дата незаконным в остальной части у суда оснований не имеется.
Принимая во внимание, что истец, исходя из содержания искового заявления, оспаривала решение Номер от Дата полностью, суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования Кузнецовой О.В. в части признания незаконным решения ответчика Номер от Дата о включении в ее специальный стаж периодов трудовой деятельности общей продолжительностью 26 лет 10 месяцев 09 дней и отказа включить в специальный стаж периодов трудовой деятельности продолжительностью 03 года 06 месяцев 05 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
исковые требования Кузнецовой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в городском округе г. Михайловка Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, понуждении к включению периодов трудовой деятельности в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городском округе г. Михайловка Волгоградской области включить в специальный стаж Кузнецовой Ольги Владимировны период работы с Дата по Дата в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городском округе г. Михайловка Волгоградской области назначить Кузнецовой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с Дата.
В удовлетворении остальной части иска Кузнецовой Ольге Владимировне о признании незаконным решения Номер от Дата в части включения в ее специальный стаж периодов трудовой деятельности общей продолжительностью 26 лет 10 месяцев 09 дней и отказа включить в специальный стаж периодов трудовой деятельности продолжительностью 03 года 06 месяцев 05 дней отказать.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Судья: В.В. Поликарпов
Мотивированный текст решения изготовлен 22 июня 2018 года.